По словам Исаева, несмотря на время, которое было дано на подготовку к экзаменам, значительное количество сотрудников из числа тех, кто имеет, казалось бы, достаточно солидный опыт работы в автоинспекции, отвечали на вопросы членов комиссии неуверенно, а подчас и вовсе путались. Некоторые даже попытались избежать аттестации, ссылаясь на плохое состояние здоровья. Талантбек Исаев распорядился временно изъять у больных значки сотрудников ДПС. Болеть - так болеть!
Надо сказать, что комплексно экзаменационная процедура проводилась впервые. То есть каждый без исключения аттестуемый должен был назубок знать не только нормативные акты и свои функциональные обязанности, но иметь навыки боевой и физической подготовки, а также владеть правилами хорошего тона.
Сам же процесс аттестации в этом году претерпел существенные изменения. В состав комиссии включили представителей гражданских организаций, СМИ, а также ветеранов ГАИ. При этом провалившим тестирование дано право опротестовать выводы экзаменаторов в суде. Последним намерены воспользоваться или уже воспользовались десятки сотрудников ДСП, по мнению которых аттестация - не что иное, как попытка создать вакансии для "нужных" людей.
Один из истцов (по его просьбе до вынесения судебного решения мы не указываем его данные) рассказал "РГ", что вопросы, которые задавали в ходе аттестации, никакого отношения к его профессиональным обязанностям не имели.
- Если же ты профессионал и будешь знать все законы наизусть, то тебя обязательно завалят на сдаче нормативов по физической или боевой подготовке. Те же сотрудники, которые до аттестации успели похлопотать о покровительстве, могут вообще ничего не знать, а тесты пройдут. Ну и какой смысл в такой реформе? - посетовал наш собеседник.
Есть смысл в реформе или нет, покажет время, но определенные моменты нельзя обойти вниманием. По словам Талантбека Исаева, сегодня средняя заработная плата в подразделениях дорожно-патрульной службы составляет примерно 10 тысяч сомов в месяц (около 200 долларов). Он же пару месяцев назад жаловался парламентариям, что "...за последние 3 года постовые не получили от властей даже пуговиц на мундир. Сотрудники ДПС покупают на свои деньги обмундирование, бензин, осуществляют ремонт машин...". Но эти обстоятельства, оказывается, совсем не пугают жаждущих обладать вожделенными жезлом и значком. Сегодня конкурс на замещение вакантной должности в ДСП - 20 человек на место. Причем желающих патрулировать улицы крайне мало. Большинство хотели бы получить административную должность.
Омурбек Кутуев, экс-министр внутренних дел, генерал-лейтенант милиции:
- Аттестации проходили и раньше - их периодичность определялась специальным приказом и положением. Что же касается набора на службу гражданских лиц, как было предложено некоторыми экспертами, я бы не советовал. В органы внутренних дел надо набирать лиц не только с высшим образованием, но и обязательно после прохождения срочной службы в армии. Тогда попадание в ОВД случайных людей из числа сынков толстосумов или политиков, которые понятия не имеют о дисциплине, будет исключено. С дорожно-патрульной службой немного сложнее. В республике ни одно учебное заведение не готовит специалистов этого профиля. Нет даже каких-то специализированных курсов, не говоря о методике преподавания подобной дисциплины. Так по каким же параметрам можно справедливо оценить профессионализм сотрудника ДПС?
Знание правил дорожного движения - основное требование к аттестуемым.