К теме коррупции военные правоохранители обращаются постоянно - жизнь заставляет. Только в этом году они уже выявили свыше 7 тысяч таких нарушений и преступлений. К административной и дисциплинарной ответственности было привлечено более тысячи должностных лиц, на 505 военнослужащих и гражданских чиновников завели уголовные дела. Этим работа не ограничилась. Благодаря усилиям военной прокуратуры, в государственную казну вернули похищенные оттуда средства - 1,3 миллиарда рублей.
Фридинский сказал, что при общем снижении "военной" преступности, спада коррупции у силовиков как не было, так и нет. Более того, среди учтенных правонарушений каждое пятое имеет коррупционную направленность. Число выявленных фактов мошенничества с использованием служебного положения в 2013 году возросло почти в полтора раза. В военных министерствах и ведомствах по-прежнему процветает взяточничество, должностные подлоги, превышения должностных полномочий из корыстных побуждений. При этом каждое третье коррупционное преступление совершается госслужащими и гражданским персоналом. Размер ущерба, причиненного государству коррупционерами в погонах и без них, в текущем году возрос в 5,5 раза и превысил 4,4 миллиарда рублей. Особенно это проявляется при распределении и использовании средств государственного оборонного заказа.
Широкое распространение также получили нарушения при планировании заданий и подготовке конкурсов, привлечении к исполнению госконтрактов посредников и фирм-однодневок, не обладающих ни производственными, ни трудовыми ресурсами. К примеру, в ходе размещения заказа на производство и поставку авиационных ракет конкурсная комиссия Минобороны по формальным основаниям отстранила от участия в торгах два профильных завода. В итоге более чем 500-миллионный контракт был заключен с посредником - ЗАО "НПО Высокоточные системы и технологии". Заказчиков почему-то не смутило, что акционерное общество не имеет необходимые производственные мощности. Стоит ли удивляться, что полностью проавансированный контракт до сих пор не исполнен.
По словам Фридинского, факты коррупции также распространены при использовании, распоряжении, высвобождении и реализации государственной собственности. Так, 24 июня нынешнего года было возбуждено уголовное дело в отношении гендиректора 85-го ремонтного завода Коренева. Причина - преднамеренное банкротство предприятия. Гендиректор поработал с таким "усердием", что государство чуть не лишилось имущественного комплекса стоимостью более 1,3 миллиарда рублей.
Серьезные проблемы есть и в организации питания личного состава, обеспечения военных городков тепло- и энергоресурсами. При этом благие обещания экономии денег и бодрые доклады некоторых чиновников о достигнутых успехах обернулись значительным удорожанием услуг при снижении их качества. Кроме того, госбюджет несет большие потери от реализации коррупционных схем в капитальном строительстве военных объектов. Здесь процветает оплата неисполненных работ и составление "липовой" отчетной документации. Например, Владивостокский главк Спецстроя России незаконно перечислил почти 35 миллионов рублей за фактически невыполненные работы по транспортировке грунта при строительстве микрорайона "Снеговая Падь".
Ранее принятые в Минобороны решения по передаче функций эксплуатации, содержания и обслуживания объектов военной инфраструктуры специализированным организациям, как считают в ГВП, не искоренили нарушения при использовании бюджетных средств и привели к потере сотен миллионов рублей.
Только в результате завышения объемов выполненных работ ЗАО "Безопасность и Связь" незаконный куш составил более 455 миллионов рублей.
Упомянул Фридинский и о коррупции в военкоматах. По его словам, освобождение призывников от военной службы по "липовым" основаниям серьезно затрудняет комплектование войск новобранцами, что не лучшим образом сказывается на боеготовности войск.