Сменила офис на купе
Правда, в советское время вокруг проводников возник несколько сомнительный ореол. Считалось, что они хамоваты, нечисты на руку, да и не прочь выпить на рабочем месте. Встречаются, конечно, такие типажи и по сей день, но все же лицо профессии меняется и заметно молодеет. И, что любопытно, во многом благодаря движению студенческих трудовых отрядов (СТО), которое, в общем-то, родом тоже из СССР.
В Татарстане отряды проводников формируют вот уже несколько лет. О том, как дается "железнодорожная наука" студентам, корреспонденту "РГ" рассказала заместитель руководителя штаба СТО республики по проводникам Александра Церетелли. Сама она, кстати, пришла в эту сферу совершенно спонтанно, но ничуть об этом не пожалела. Хотя работала заместителем руководителя отдела логистики в довольно серьезной компании.
- Старая работа надоела. Однообразный график, двенадцать часов сидишь на одном месте. Кроме офиса, ничего не видишь, скучно, - вспоминает Александра. - Стала искать работу в интернете и наткнулась на вакансию проводника. Мама поддержала: "Почему бы нет? На море прокатишься заодно".
Собеседование прошло более чем успешно. Но, прежде чем отправляться в путь, предстояло освоить теорию. Материал для восприятия оказался непростой: механическое строение поезда, электрика, санитарно-гигиенические нормы, правила пассажирских перевозок, стандарты обслуживания. Но работа того стоила. Рейс достался более чем удачный - "Санкт-Петербург - Адлер".
- Повезло, что купейный вагон был с кондиционером, - рассказывает она. - В Адлере в то время жара стояла под 50 градусов. А мы одеты по полной форме. Впрочем, попотеть все же пришлось.
"Да ну его, это море!"
Обязанностей у проводника вагон. Проверка билетов, выдача постельного белья и чая, уборка вагона и туалета. И "будильником" для пассажиров приходится быть, а для детей, пока родители спят, ты и папа, и мама, а малышня дружно носится по вагону. Только успевай их откуда-нибудь снимать.
Поспать можно, только когда пассажиры сытые, довольные, а между станциями есть несколько часов пути. Если ты командир бригады (а девушке доводилось им быть), отдохнуть не получится вовсе. За время отдыха других надо пробежать весь состав - 21 вагон, узнать, как дела у каждого студента-проводника.
- Когда я через полтора месяца приехала домой, меня не узнали ни мама, ни парень. Похудела за полтора месяца на четыре размера, на мне висела одежда. Весь гардероб выкинула, - смеется Александра.
Зато заработала она, если не учитывать расходов на питание, 70 тысяч рублей. И это не предел. Зарплата проводника состоит из множества компонентов. Это наработанные часы, премии, процент с продажи чая, постели, лотерейной продукции, переработка. А у командира отряда есть еще надбавки.
Что же касается моря, то за шесть рейсов искупаться довелось дважды. Как поясняет Александра, в конечном пункте назначения поезд стоит шесть часов. За это время нужно успеть прибрать вагон и сходить на экскурсию.
- Первый раз мы вылезли из моря за десять минут до отправки. Мокрые, красные, под руководством начальника поезда побежали на перрон, - рассказывает она. - Второй раз сходили с запасом времени, так, чтобы успеть принять душ после купания. А потом уже думаешь: "Да ну его, это море!".
Вагонные споры
Впрочем, основные нагрузки у проводника все же моральные, а не физические, уверена девушка. Очень важно наладить контакт с пассажирами, быть всегда приветливой.
- Но, каким бы хорошим психологом ты ни был, когда у тебя в плацкартном вагоне без кондиционера едут 54 человека, и половина из них дети и бабушки, то приходится нелегко, - признается Александра. - Вообще, как говорили потом опытные люди, мне с пассажирами повезло.
Я, например, сплю, а они приходят: "Сашенька, солнышко. Там скоро станция, санитарная зона начинается, закрой, пожалуйста, туалет". Обычно такого не бывает. Однажды конфликт все же произошел.
- Ехали из Адлера, и в купейном вагоне сломался кондиционер. Всем жарко, люди стали нервничать. Механика я вызвала, но вагон уже взбунтовался. Меня обступили разгневанные мужчины. В таком случае надо вызывать начальника поезда. Тот пришел, выяснил, в чем дело, опять ушел и вернулся уже с классификацией вагонов. А согласно этому документу кондиционеры в обычном купейном вагоне вообще не предусмотрены. Их для удобства пассажиров устанавливают по возможности. Конфликт был погашен. Но электромеханика, конечно, вызвали.
С обычными, кадровыми, проводниками отношения у студотрядовцев складываются тоже по-разному. Все зависит от человека. Одни доброжелательны к молодым коллегам, другие воспринимают их негативно. Среди них, по словам Александры, немало попросту озлобленных на всех и вся людей. Тем более что студентам еще и платят больше. К слову, это преимущество есть у трудовых отрядов и других направлений.
- Начальники поездов, как правило, относятся к нам благодушно. Что такое студотряд проводников? Это ребята, которые поехали заработать и отдохнуть. И гораздо веселее и проще работать, когда у тебя в поезде пятнадцать веселых энергичных студентов.
В дороге бойцы СТО друг друга поддерживают. Как-то Александра осталась без наличных денег, поесть даже было не на что. Теоретически, конечно, можно было бы подзаработать на пассажирах, а способов у проводников для этого множество. Но девушка не сторонница таких схем.
- Мы же все-таки студотряд. Связь в поезде происходит по цепочке, - объясняет она. - И я передала - ребята, в 13-м вагоне есть нечего. И продукты полетели со всех сторон: хлеб, каша, сгущенка, лапша быстрого приготовления...
Билет для проводника
Когда Александра набралась практического опыта, начался новый этап в ее карьере. Она занялась возрождением СТО проводников в масштабах республики. Сейчас на этом направлении работают 79 человек. Записаться туда могут не только студенты, но и просто молодые люди до 30 лет. Правда, делать это надо уже в апреле, ведь будущим проводникам необходимо пройти подготовительные курсы. Александра как раз и занимается обучением стройотрядовцев.
Потом они сдают полноценные экзамены: тридцать билетов по восемь вопросов в каждом, без серьезной подготовки ответить на них не получится. Например, надо перечислить виды подвагонных приводов-генераторов, а также рассказать о том, что такое СПИ-20 (самоспасатель промышленный изолирующий). Должны быть у проводника и медицинские познания.
Впрочем, как уже поняла Александра, сколько бы ты ни учил, пока не совершишь два-три рейса, все равно ничего не поймешь. Железнодорожная премудрость лучше усваивается опытным путем. Но когда этот путь ведет на юг, гораздо веселее.
Контакт:
Республиканский центр студенческих трудовых отрядов (843) 231-82-25.