- У нас большое домашнее хозяйство: коровы, телята, куры, утки, гуси, индюки, - рассказывает Вера. - Поселок находится рядом с лесом, там и выпасаем коров. Однажды муж нашел около телят двух диких кабанчиков. Принес потеряшек домой. Крохотные, такие мягкие пуховички весом с полкило. Мы их из соски молоком кормили. Секачок умер, а самочка окрепла и стала всеобщей любимицей.
Первый год кабаниха Маша жила в доме на правах члена семьи и делала что хотела. Научилась открывать холодильник и ящики стола, добывая таким образом себе еду. Охотилась за мобильником. Увидит, что сотовый телефон лежит на подзарядке, хвать вместе с проводами - и в свое "гнездо". Проказничала, как маленький ребенок, а когда ей грозили мухобойкой, быстро ретировалась на свой диванчик, лукаво поглядывая на хозяев: мол, я на своей территории, меня трогать нельзя! Глаза при этом у нее были прехитрые и веселые, вид хулиганский - разве что язык не показывала.
150-килограммовая Маша не только умная, доброжелательная, преданная, но и разговорчивая. В арсенале у кабанихи 30 звуков для выражения разных эмоций: радости, досады, нетерпения, злости, признательности, нежности. Вера ее называет "человечек в кабаньей шкурке".
- Меня, мужа, собак и кошек Машенька воспринимает как свое стадо, по утрам обязательно со всеми здоровается - пятачком к "пятачку", - улыбается Вера. - А еще она у нас девушка боевая, бесстрашная, дважды меня спасала. Один раз отвлекла на себя разъяренного соседского быка, а второй случай был в лесу. Мы гуляли и наткнулись на дикое кабанье семейство - трех мамаш и 11 подсвинков. Машка стала вокруг меня бегать, прыгать, хрюкать, кабанихи в ответ согласно хрюкнули: "Понятно, своя".
Бэби и Зойка - плоды Машкиной любви. Как-то она сбежала со двора, полдня отсутствовала, вернулась довольная и счастливая. А через некоторое время принесла пятерых поросят, из которых выжили двое. Теперь вся троица кормится и поится на правах "неприкосновенной" домашней живности - на стол к людям они никогда не попадут. Едят дикарки, в отличие от домашних свиней, мало. Любят траву, лягушек, зерно, хлеб, желуди, яблоки, лесные ягоды, грибы, жуков и рыбу, которую Дарюс приносит с рыбалки. Но особенно молоко. Пока хозяйка доит коров, Маруся рылом ей в спину тычется, а когда дойка заканчивается - мимо кормилицу с ведром не пропустит без парной взятки.
Кроме диких кабанов, Неклюдовы выхаживают подранков, которых в их приусадебный реабилитационный центр привозят волонтеры. Приютили двух чаек (одну с ампутированным крылом), сильно переломанного журавля, подкормили ослабшего молодого сапсана, подрастили маленького, похожего на куколку совенка и выпустили их на волю. Чтобы обеспечить "пациентам" необходимый рацион, Дарюс устанавливал в поле мышеловки.
- У журавля Квикулика и чайки Чаки случилась лав-стори. Квики был очень больной и жил дома в специально оборудованном загончике, а чайка к нему постоянно наведывалась и подолгу сидела рядом. А потом Квикуличка умер, я так плакала, - говорит Вера. - Но еще больше расстроилась, когда Чаки, не найдя друга, десять дней просидела на его месте, отказываясь принимать пищу, и тоже умерла.
Кстати
Кабаниха Маня служит Неклюдовым барометром. Летом она меняет щетину, становится абсолютно лысой, к осени отрастает длинная щетина, а к зиме - подшерсток. Если он густой, толстый и теплый, как у овцы, значит зима будет длинной и холодной, если тонкий, до кожи можно достать, - затяжных морозов не предвидится.