Ничего нового
В столярной мастерской сейчас находятся на реставрации двери из здания Главного штаба. Еще недавно многие из них выглядели как груда старых досок, изобиловали трещинами, сколами, выломанными частями, или, как говорят реставраторы, "утратами". Сейчас белоснежные дверные полотна сияют глубоким блеском, словно клавиши рояля.
- Технологией "французский лак", которую мы использовали, сейчас уже почти никто не владеет, - рассказывает Олег Егоров, инженер-технолог мастерской компании "Интарсия" (генерального подрядчика проекта). - Ее невыгодно использовать, потому что стоимость такой отделки несопоставима с трудозатратами. В Европе давно делается только имитация с помощью полимерных синтетических материалов.
А вот в России до сих пор работают по старинке и очень этим гордятся.
- В этом сущность реставрации, - говорят в один голос мастера - столяры, позолотчики, резчики по дереву. - Как деды наши руками все делали, так и мы.
Реставрация одного дверного полотна поэтому занимает не меньше полутора месяцев. Например, французский лак на самом деле состоит из множества слоев: наносится сначала два слоя олифы, затем, в зависимости от состояния древесины, от 8 до 12 слоев левкаса (специального грунта на основе мела с добавлением льняного масла), потом шел лак и, наконец, белила, замешанные на лаке.Каждый промежуточный слой сушится не менее суток и шлифуется вручную с использованием старинных материалов, пепла и пемзы. Последний "располировывается" до получения требуемого блеска. Затем филенки дверей украсят золочеными декоративными вставками - их сейчас тоже восстанавливают в мастерской. И будут двери Генштаба - как 200 лет назад. Хотя ничего нового - в буквальном смысле - в них нет.
- Для восполнения утрат используется древесина не только той же породы, но даже того времени, - поясняет руководитель мастерской Павел Мадаминов, - потому что дерево разного возраста по-разному ведет себя в изделии. Двери, которые были разрушены более чем на 50 процентов, не выбрасываются, а идут на вставки.
Вставки, кстати, обязательно отмечаются в реставрационной документации, чтобы позднее, через много лет, специалистам было понятно, что и как заменялось. При этом реставраторы специально не стараются сделать свою работу абсолютно незаметной. На двери, облицованной шпоном из корня тополя, видны швы вставки толщиной в человеческий волос.
- Неродное должно быть видно, - объясняет Егоров, - это еще один принцип реставрации. Хотя после полировки разглядеть вставку смогут только те, кто знает, что она есть.
Самый весомый вклад в историю
В мастерской по реставрации художественных изделий из металла сейчас восстанавливают светильники из Главного штаба. Начальник отдела Дмитрий Раевский признается, что это один из самых сложных объектов. Бронзовая люстра и настенные бра пришлось воссоздавать по фотографиям и фрагментам. У мастерской нет отдела ковки и литья, поэтому бронзовые заготовки были выполнены компанией-партнером, а вот доводят их вручную. Каждый фрагмент приходится очищать от остатков формовочной смеси, затем чеканщик делает узор более выпуклым и четким, а далее бронзу либо патинируют, либо покрывают слоем позолоты. Интересно, что в нынешнем комплексе используются обе эти технологии, что бывает нечасто.
Мастера этого цеха шутят, что они внесли "самый весомый вклад в сохранение отечественной истории и культуры". Именно здесь реставрировали герб Российской империи, который сейчас занимает свое место на Петровских воротах Петропавловской крепости.
- Это была первая светская скульптура в нашей стране, - рассказывает мастер Павел Португальский. - К концу Северной войны весь запас металла Россия пустила на военные нужды, и потому для работы мастера Франсуа Вассы Семеновский полк отдал весь запас свинцовых пуль.
В бурях ХХ века герб сильно пострадал, утратив большую часть своего так называемого "вооружения" - геральдических предметов. Были сбиты короны и кресты, у орлов выломана часть перьев, а в 1941 году герб был поврежден во время обстрела Ленинграда. Сам свинец окислился, растрескался, а местами сильно оплыл - мягкий металл деформировался под собственным весом. За столетия здесь выводили птенцов многие поколения петербургских голубей - реставраторы насчитали семь ведер "ценных органических удобрений". Однако самой большой проблемой для специалистов стал вес изделия - более тонны. Ворочать фрагменты звали соседей из других мастерских. Работы завершили в срок, и в 2008 году ко Дню города Петровские ворота были торжественно открыты после реставрации.
Лепнина, золото и мрамор
Задачи лепной мастерской при реставрации восточного крыла тоже не были легкими. Работы на внешних фасадах здания (как внутри, так и снаружи) сейчас практически завершены. Снаружи - сложные фасады, изобилующие декоративными элементами: колонны, лепные украшения, французские балконы, бронзовые золоченые балясины, мраморные поручни. Такое разнообразие деталей, материалов, конфигураций требует различных видов работ: реставрации камня, штукатурки, лепного фасадного декора, золочения.
Часть элементов была утрачена. В таких случаях лепщикам приходится работать по сохранившимся рисункам или фотографиям, а иногда даже фантазировать на тему. За основу берется похожий декор, относящийся примерно к той же эпохе, все эскизы в обязательном порядке утверждает комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников.
Работа у лепщиков, как и у специалистов по металлу, в прямом смысле слова тяжелая: из специальной мастики сначала лепят форму, затем покрывают полимером, а после эту полимерную заготовку наполняют гипсом. И все это делается голыми руками, даже без перчаток.
- Руки, конечно, жалко, но иначе я материал не чувствую, - делится Надежда Смирнова (в этом году она стала победителем конкурса "Реставратор года" в номинации "Лучший реставратор лепных изделий"). - Зато потом смотришь, что это ты делал, восстанавливал, создавал такую красоту, - и приятно.
Сейчас лепщики завершают монтаж конструкций в так называемой "красной зоне" - здесь в бывших парадных и жилых помещениях министерства иностранных дел в значительной степени сохранилась отделка, выполненная в первой трети XIX века по проекту Карла Росси для канцлера Нессельроде. К работе на лесах уже приступили позолотчики - практически в каждом зале при проведении расчисток было обнаружено комбинированное золочение. А дальше - дело за Эрмитажем. Концепция нового музейного комплекса уже разработана.
Cправка "РГ"
В составе второй очереди музейного комплекса Эрмитажа будут располагаться 98 выставочных помещений общей площадью более 7 тысяч квадратных метров: три атриума, административно-хозяйственные, технические и складские помещения общей площадью 4,2 тысячи квадратных метров, кафе на 50 мест, обеденные залы ресторана и кафе на 83 и 188 мест, музейные магазины - на площади чуть более тысячи квадратных метров.
6,5 миллиарда рублей - стоимость реставрации второй очереди Генерального штаба.