Система жилищных сертификатов провалилась на Северном флоте

Долг перед Родиной, который был смыслом жизни для тысяч людей в погонах, трансформируется в долг совершенно иного рода - перед банком. К этому привела практика государственных жилищных сертификатов (ГЖС) - документов, позволяющих получить уволенным в запас военнослужащим определенную сумму денег для покупки жилья. Опыт мурманских отставников показывает: в реальности эти суммы оказались настолько малы, что на них можно купить разве что тесную хрущевку в захолустном райцентре. Чтобы переселиться в относительно крупный город, отставным офицерам приходится брать миллионные кредиты.

Очередь без конца

В особенно сложной ситуации оказались военные моряки, которые уволились до 1 января 2005 года и стояли на учете в качестве нуждающихся в жилье по линии минобороны. После того как в 2005 году вступил в силу новый Жилищный кодекс, директивы были отменены, поскольку они не соответствовали новому законодательству. А тем, кто простоял в "военных очередях" к тому времени уже несколько лет, предложили выбирать города для переезда и вставать там в муниципальную очередь на жилье.

Офицеры сочли это откровенным обманом - всем прекрасно известно, как движутся эти очереди. Фактически они лишились и погон, и призрачных надежд на собственный угол за пределами Севера. В итоге почти всем им пришлось остаться в гарнизонных служебных квартирах. В Мурманской области отчаявшиеся военные уже были готовы перекрыть единственную федеральную автодорогу, однако все же отказались от этого шага.

Сколько отставников, лишившихся надежды на нормальное жилье, сегодня насчитывается в стране, точно не знает никто, говорит председатель Общероссийского профсоюза военнослужащих Олег Шведков. Два года назад в Заполярье таких офицеров в запасе было 1109. Многие из них больше десятка лет жили в ожидании квартир там же, где и служили. Как сообщили на одном из заседаний областной думы по делам военнослужащих, 720 граждан тем или иным способом все-таки сумели обзавестись квадратными метрами и покинули гарнизоны. Еще от 154 не поступило никаких сведений, поэтому их из числа нуждающихся исключили. Властям осталось решить вопрос для 235 семей мурманских отставников.

Жилье за половину стоимости

В 2011 году вышел указ президента РФ, который дал возможность офицерам в запасе получить государственные жилищные сертификаты, и 235 мурманских отставников на это согласились - скорее от безысходности, как объясняют некоторые из них. После окончательной проверки число получателей ГЖС уменьшилось до 127. Однако и для них сертификаты оказались не слишком хорошим ответом на давно наболевший квартирный вопрос. Многие хотели бы поселиться в Москве, Санкт-Петербурге или другом миллионнике, где легче найти работу, получить качественную медицинскую помощь, дать образование детям. Но суммы, получаемые по ГЖС, покрывают едва ли половину стоимости квартир в таких городах.

- У меня семья из трех человек, - рассказывает капитан второго ранга в отставке Виктор Шалимов, который до увольнения в 1999 году служил командиром бригады десантных кораблей Северного флота. - На покупку квартиры в Москве я получил ГЖС всего на 2 миллиона 28 тысяч рублей. За эту сумму найти жилье в столице невозможно.

Отставнику советовали судиться с минобороны, требовать полагающееся по закону жилье. Но он видел многих сослуживцев, которые обивали пороги в судах по пять - десять лет безо всякого результата. Лучше получить два миллиона рублей, чем килограммы бесполезных бумаг, решил Шалимов. Кроме того, сертификат на жилье в Москве или Санкт-Петербурге сам по себе был удачей - как известно, квартиры там дороже, чем в любом другом городе. В других городах ГЖС на семью из трех человек составлял около 1,8 миллиона.

- Все четырнадцать лет с момента увольнения я работаю, некоторую сумму накопил, - добавляет Виктор Шалимов. - Если сложить вместе мою военную северную пенсию и зарплату, то в общей сложности получается около 70 тысяч. Поэтому удалось кое-что добавить к сумме по сертификату.

По определенным меркам комбрига можно считать счастливчиком. Он сумел дополнить сумму по ГЖС двумя миллионами рублей и сейчас вкладывает деньги в строящуюся под Москвой квартиру. Далеко не всем так повезло с работой. Тем, кто живет в гарнизонах, трудно найти хорошее место. А кому-то при трудоустройстве добавляет проблем здоровье, подорванное на службе.

Историю подполковника запаса Юрия Сердюкова, служившего в финансовой службе тыла флота, рассказал председатель Мурманской областной организации Общероссийского профсоюза военнослужащих Сергей Клименченко. Финансист был уволен в запас в начале двухтысячных. За "питерский" сертификат на семью с двумя сыновьями Юрий Сердюков получил 2,8 миллиона рублей. Купить он смог только однокомнатную квартиру, да и то пришлось добавлять собственные накопления. Четверым взрослым людям в однушке очень некомфортно. Но в суд подавать теперь бессмысленно - ведь он сам согласился на сертификат.

Надежда на ЕДВ

Одно время существовала практика, когда офицеры получали ГЖС на Москву и обналичивали сертификаты с помощью разнообразных риелторских фирм за 5-12 процентов от суммы. Потом на эти деньги покупали жилье, например, в Ставрополье или Краснодарском крае. При этом оставались деньги на мебель, а то и на машину. Но за последние пять лет сертификат обесценился, и сейчас по нему почти нигде не приобрести положенное количество квадратных метров, констатирует Олег Шведков.

Новое руководство минобороны уже признало неэффективность системы государственных жилищных сертификатов. По словам заместителя министра Руслана Цаликова, оказалась фактически невыполнимой программа ГЖС в Москве и Санкт-Петербурге, куда стремятся очень многие из тех, кто служил на Северном флоте. Не решило проблему и выделение жилья в "натуральном" виде. Это связано как с противоречиями между федеральным законом "О статусе военнослужащего" и Жилищным кодексом, так и с проблемами при избрании военнослужащими мест жительства.

По данным Общероссийского профсоюза военнослужащих, сегодня в стране насчитывается от 30 до 40 тысяч уволенных офицеров, не получивших квартиры. Предполагается, что основной формой решения их жилищных проблем с 1 января 2014 года станет единовременная денежная выплата (ЕДВ), которая будет выше, чем ГЖС.

Судя по всему, сумма ЕДВ будет скорректирована в большую сторону.

Цифра

30 тысяч уволенных в запас российских офицеров еще не получили квартиры

Прямая речь

Олег Шведков, председатель Общероссийского профсоюза военнослужащих:

- Тенденция к увеличению единовременной денежной выплаты сохраняется. Однако для большинства военнослужащих все же предпочтительнее "живое" жилье, а не деньги. Деньги выгоднее получить только тем, кто сумел так или иначе обзавестись собственным жильем, но скрывает это. А в целом нынешние действия минобороны в этом направлении можно оценить положительно. Есть моменты, нуждающиеся в корректировке, но их можно пока отнести к "болезням роста", которых не избежать.

Контакт

Горячая линия министерства обороны РФ о жилье для военнослужащих:

8-800-200-22-94 (с 9.00 до 23.00, звонок бесплатный для всех регионов России).

"Жилье военнослужащим": dom.mil.ru.