В Петербурге открылся единственный в стране музей вееров

В доме на Каменноостровском проспекте, 73-75, где жил переводчик "Божественной комедии" Михаил Лозинский, открылся первый в России и третий в мире музей, посвященный только одному предмету обихода - вееру. Коллекция насчитывает свыше 250 опахал, большую часть из которых можно увидеть в экспозиции, развернувшейся в двух залах с роскошными интерьерами.

Инициатива создания музея и все труды по его обустройству принадлежат частному лицу. Евгений Пылаев в течение 20 лет увлеченно собирал веера из разных стран и эпох, а когда коллекция перевалила за две сотни, задумался о том, чтобы сделать ее достоянием общественности. На то, чтобы воплотить идею в жизнь, ушло 15 лет. Столько времени потребовалось на поиск помещения и кропотливое оформление интерьеров. Создатель музея счел, что достойным фоном для его коллекции могут послужить только исторические интерьеры, и воссоздал во всех залах утраченные образцы дворцового убранства императорского Петербурга и его пригородов. По архивным фотографиям и историческим свидетельствам восстанавливали наборный паркет, подбирали штоф на стены, а двери из красного дерева и порталы во всех парадных залах изготовлены по эскизам архитектора Винченцо Бренны, сделанным в конце XVIII века для дворца в Павловске.

Коллекция, конечно, не уступает интерьерам.

- В основном в коллекции собраны европейские веера XVIII-XIX веков (итальянские, французские, немецкие, русские), хотя есть и уникальные образцы. Например, эксклюзивные экземпляры, выполненные первоклассными фирмами, такими как "Дювеллеруа", "Факон", "Александер". Или бразильский веер конца XIX века, - рассказывает исполнительный директор музея Елена Королькова. - Образцы бразильского веерного искусства - редкость как для частных собраний, так и для двух наших музеев-коллег, один из которых расположен в Гринвиче и насчитывает более двух с половиной тысяч экспонатов, а второй - в Париже. Имеются у нас и мемориальные веера, принадлежавшие известным историческим персонам, например Ротшильдам. Родиной веера традиционно считают Дальний Восток, правда, мнения историков расходятся в том, где он появился впервые - в Китае или Японии. У нас в коллекции есть экземпляры из обеих стран.

Сотрудники музея отмечают, что российская веерная школа ни в чем не уступала ни западной, ни восточной. Выставленная в Петербурге коллекция это наглядно подтверждает. Кстати, среди экспонатов есть опахальце-рипида митрополита Иова, бывшего заметной фигурой в царствование Петра Великого.

Веер как предмет коллекционирования интересен уже тем, что сочетает в себе живопись и прикладное искусство.

- Так называемые экраны, то есть матерчатую или бумажную часть веера, в свое время расписывали художники Франсуа Буше, Жан Оноре Фрагонар, Никола Ланкре, - продолжает Елена Королькова. - А украшение оправы - это отдельное искусство. Оправы делались из драгоценных пород дерева или видов кости, и резьба по ним достигала удивительной филигранности.

Контакт

Музей "Искусство веера": Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, 73-75, телефон (812) 499-49-59.

Кстати

Музей "Искусство веера" далеко не первый частный музей в Петербурге. Там же, на Петроградской стороне, уже много лет действуют музей игрушки и музей граммофонов, а чуть ближе к центру (Шпалерная улица, 60) можно найти музей истории телефона, открывшийся около месяца назад. Кроме того, этим летом на Конюшенной площади, 2-В появился филиал московского музея советских игровых автоматов. Здесь можно поиграть в "Морской бой", "Торпедную атаку", "Танкодром" или "Репку", как в детстве, бросая в щель автомата советские пятнадцатикопеечные монеты.

Всего в Северной столице 124 частных выставочных пространства, созданных на общественных или коммерческих началах. Для сравнения: музеев, которые находятся в ведении городского комитета по культуре, только 76. Открывают частные музеи либо подвижники вроде заслуженного артиста России, бывшего циркового артиста, клоуна и дрессировщика Владимира Дерябкина, который практически без выгоды содержит основанный на собственной коллекции музей граммофонов и музыкальных проигрывателей, либо коммерсанты, увлеченные своим хобби. Например, музей истории телефона создал предприниматель Виталий Езопов, глава телекоммуникационной компании. Коллекцию, включающую более 500 экспонатов, желающие могут осмотреть совершенно бесплатно.

- Мы собирали экспонаты семь лет, - говорит Виталий Езопов. - Здесь можно увидеть телеграфный аппарат системы Морзе, макет телефона Белла и копию телеграфа Шаппа. Есть и образцы телефонов, которыми пользовались во времена Первой и Второй мировых войн. Три или четыре коллекции мы выкупили у частных лиц в России, одну - у частного музея в Женеве. Стоимость всех наших экспонатов - несколько десятков миллионов рублей.

Город такую инициативу только приветствует. По словам начальника отдела культуры администрации Петроградского района Елены Красотиной, частные музеи выживают исключительно собственными силами, безо всякой финансовой помощи со стороны города. Однако чиновники охотно сотрудничают с ними в информационном поле, распространяя сведения об акциях и выставках, помогая с согласованиями и приглашая такие музеи к участию в общегородских праздниках.

Веер фирмы "Дювеллеруа" - пример изысканного сочетания живописи и прикладного искусства.

Только за последний месяц в Петербурге открылись два музея - советских игорвых автоматов и истории телефона.