Жизнь в мегаполисах сделала россиян более равнодушными и одинокими

Жизнь в большом городе - это и испытание и возможности. Это определенный склад характера. Социологи выделяют в России два мегаполиса - Москва и Санкт-Петербург. Экономисты утверждают, что только российская столица может считаться подлинно мировым мегаполисом.

Так что же с нами делает мегаполис? Как он меняет наш характер? Какие положительные и отрицательные черты они придает нашему повседневному поведению?

В городе человек окружен миллионами таких же как он, а значит не может проявлять к каждому участие, как это, например, возможно в деревне. Горожане друг для друга становятся невидимыми. Отсюда равнодушие. И толерантность как его оправдание: невозможно реагировать на каждого, лучше принять всех такими, какие они есть. "Жить в обществе - значит прощать", писал американский поэт Роберт Фрост.

Английский антрополог Робин Данбар утверждал, что человек может одновременно поддерживать на персональном уровне 150 стабильных социальных связей. Это так называемое число Данбара. Впрочем, ученый "оставил" нам диапазон - от 100 до 230 связей. К такому выводу его привело изучение деревень традиционных поселений - их размеры колеблются именно в этих пределах.

"Люди мегаполиса вырабатывают психологические защиты друг от друга и становятся все менее эмоциональны, менее чувственны, менее ранимы. Мы все сойдем с ума, если будем в больших городах здороваться друг с другом. В деревне же без этого не проживешь и дня. Если мы будем близко к сердцу воспринимать каждую аварию, каждую трагедию, каждую катастрофу, пожар, наводнение, теракт - наше сердце разорвется на части", - говорит директор Центра антропологических исследований ARC (Хельсинки) Константин Банников. По его наблюдениям, полицейские, озабоченные проверкой прописки, приезжих из провинций вычисляют мгновенно - по выражению глаз: "Они у них более живые, более восприимчивые и реагирующие на все вокруг, чем тот, обращенный внутрь себя взгляд аборигена мегаполиса".

Первым из мыслителей, ощутивших на себе воздействие мегаполиса, был Рене Декарт. Когда он оказался в Амстердаме - единственном мегаполисе в мире того времени, его удивило то, что там до него, до его частного существа и частного существования никому нет никакого дела. В деревне плотность населения в человеко-единицах на квадратных километр совсем небольшая, но каждый там живет словно под увеличительным стеклом пристального внимания всего сообщества. В деревне каждый твой шаг подвергается тотальному обсуждению и/или осуждению. Бабушки у подъездов в наших городах - это фантом крестьянской общины в городской среде обитания. В мегаполисах бабушки у подъездов не сидят. Они, как класс, так же, как и все жители мегаполисов, атомизированы на индивидов.

Житель мегаполиса одинок. Более того, он отстаивает право на одиночество, вырабатывая в себе средства защиты.

- Человек мегаполиса настолько же склонен к мимикрии, насколько человек деревни склонен к репрезентации. "По деревне ходит парень, вся рубаха в петухах..." Девушки, приезжающие в Москву из глухих провинций, наряжаются в одежды с жар-птицами, наклеивают дециметровые ногти с ресницами. "Старайтесь носить серое. Мимикрия есть защита индивидуальности, а не отказ от нее" - так сформулировал мысль в одном из своих произведений Иосиф Бродский. Серый - цвет мегаполиса.

Способствуя внешнему однообразию, мегаполис ведет к большим внутренним различиям. Когда человек живет в маленьком городе, то его личность формируется из ценностей, которые сообщают ему местные авторитеты. В мегаполисе из-за глобального информационного пространства это невозможно. Личность формируется из разных источников, разного окружения и соотносится со множеством социальных статусов. "Человек мегаполиса может одновременно обладать несколькими лицами - музыкант, любитель хоккея, сторонник либеральной партии и т.д. Множественная социализация способствует тому, что горожанин становится более конкурентоспособным, нежели деревенский житель", - говорит урбанист, футурист Александр Трофимов. Люди стремятся в мегаполисы, потому что там уникальный рынок труда, в большом городе ты можешь быть тем, кем давно мечтал стать.

По мнению немосквичей, в Москве лучше условия для реализации себя в качестве бизнесмена, подтверждает Ольга Каменчук, директор по коммуникациям ВЦИОМ, завкафедрой социологии массовых коммуникаций МГИМО. Помимо бизнеса социологи отмечают и две другие составляющие, которые обеспечивают лидерство Москвы и Петербурга на российском пространстве - культурный досуг и доступ к престижному образованию. "В столицу едут наиболее энергичные люди, которым не сидится на месте", - поясняет Каменчук, отмечая, впрочем, тенденцию к децентрализации России по американскому типу: когда, помимо Нью-Йорка, можно комфортно жить в Вашингтоне, Бостоне, Чикаго, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и т.д.

В большом городе можно найти не только работу по душе, но и человека, чем-то похожего на тебя: национальностью, религией, сексуальной ориентацией, музыкальными предпочтениями. В деревне коммуна формирует личность, в городе - все наоборот. Человек сам выстраивает свое жизненное пространство друзей, работы, пристрастий.

Мегаполис заставляет нас быстрее жить, двигаться. Кажется, это темп распространяется и на эмоционально-чувственную сферу. Известно, что москвичам все не терпится. Я нередко бываю в Зеленограде, и однажды разговорился там с незнакомой женщиной в супермаркете. "Вот если стоит очередь, и кто-то начинает возмущаться, мы сразу понимаем: это москвич", - рассказала она. Парадоксален тот факт, что, живя в многомиллионном городе, мы раздражаемся только от одного вида очереди.

Впрочем, состояние "и жить торопится, и чувствовать спешит" свойственно не только москвичам, но и другим "узникам мегаполиса". Интересный эксперимент провели журналисты BBC. Они решили замерить, с какой скоростью ходят пешеходы в центре Лондона. Выяснилось, что 1.7-1.9 метров в секунду. "Вот идет мужчина средних лет. Так, и его скорость составляет 1 метр в секунду. Готов поспорить, он не отсюда", - залихватски говорит британский ведущий и подскакивает к незнакомцу. Мужчина, и правда, оказывается норвежцем из небольшого городка в окрестностях Осло.

Информационное пространство мегаполиса, закрывая друг от друга, формирует у нас восприимчивость к глобальным трендам, общественным настроениям. Горожанин, хочет он того или нет, в курсе всех главных новостей. Чтобы выживать в мегаполисе, начиная с ежедневной дороги до него, надо уметь воспринимать, обрабатывать, анализировать одновременно многомерные объемы информации - аудиальной, визуальной и прочей.

"Жизнь в мегаполисе тренирует участки головного мозга, отвечающие за мультифункциональность в единицу времени. При этом мы хуже ориентируемся в сфере линейных последовательностей и причинно-следственных связей. Все происходит здесь и сейчас, причины и следствия значения не имеют, соответственно в разряд ментальных атавизмов переходят такая категория, как ответственность. Синхронизация культурно-значимой информации и коммуникаций блокирует комплекс моральных эмоций, связанных с фактором ответственности", - говорит антрополог Константин Банников.

Вопросом выживания становится фактор инициативы. Человек мегаполиса окутан облаком креативных проектов, ни за один из которых он не отвечает, т.к. редкий из них будет что-то значить завтра. Отсюда приоритет означающего над означаемым. Мегаполис - мир означающего, лишенный значений. Отсюда такое внимание к знакам. Ты то, что ты означаешь, а не значишь.

В мегаполисе легко затеряться и легко начать новую жизнь. Переезжаешь в другой район Москвы и словно оказываешься в другом городе. Горожане не так сильно подвержены слухам и сплетням, как жители маленького городка. Горожане более мобильный народ, москвичи - самые большие дачники. Ведь дача - это бегство от мегаполиса к природе. Горожане больше ценят окружающую среду и бережнее к ней относятся. Депрессии - это явление мегаполиса, говорят антропологи, сельские жители не знакомы с таким явлением. Мегаполис предоставляет обилие информации, свободу самовыражения, большие материальные возможности, культурно насыщает, открывает перед своим жителем весь мир. Но не дает хорошей экологии, свежего воздуха, чувства безопасности, быстрого и бесстрессового перемещения между работой, домом и досугом - то есть все то, что можно найти в провинциальном городе. Где жить - выбор за Вами.

Опрос "РГ"