"Кроме обучения животных, хотим там создавать и свои питомники. А сейчас мы закупаем молодняк по госзаказу", - рассказала "РГ" начальник отдела межведомственного взаимодействия в сфере транспортной безопасности Главного управления на транспорте МВД Алла Антонова.
Минтранс уже прописал порядок подготовки и аттестации охранников на транспортных объектах. Этот и другие документы ведомство опубликовало на своем сайте. Министерство, например, намерено отдать правоохранительным органам и часть функций по регулированию ведения баз данных пассажиров. Речь идет о разработке списка населенных пунктов, где перевозчики обязаны вносить информацию о пассажирах в федеральную базу данных, которая начнет функционировать 1 декабря этого года. Недавно было принято решение о переносе ее введения с июля на конец года из-за неготовности ряда перевозчиков.
"В Госдуме на рассмотрении находится правительственный законопроект, предусматривающий создание специализированных подразделений транспортной безопасности, этот документ уже принят в первом чтении, - пояснили в пресс-службе ведомства. - И минтранс уже активно разрабатывает нормативную базу, которая будет необходима после окончательного принятия законопроекта. Определяется порядок госаккредитации подразделений транспортной безопасности и аттестации их сотрудников. Что касается порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, то речь идет не только о первичном обучении, но и о возможности непрерывного профессионального совершенствования, что необходимо при работе с современной техникой, в том числе досмотровой". Ведь она постоянно обновляется.
И здесь эксперты предлагают привлекать Центры профессиональной подготовки Управления на транспорте МВД России. В одном из таких центров в подмосковном Подольске журналистам показали, как за четыре месяца курсанты получают навыки и по усмирению хулиганов в электричках, и по обнаружению краж из грузовых вагонов и цистерн. А также - как вести себя, если, например, поступил сигнал с железнодорожной станции о подозрительном пакете на платформе. И если будет поручение, то центр вполне готов к обучению сотрудников транспортной безопасности, отметила Алла Антонова.
Сегодня в спецкабинетах по проведению досмотра в аэропортах уже есть новейшие газоанализаторы, с помощью которых на ладонях подозрительного человека можно найти остатки запаха взрывчатки или наркотиков, если он их держал в руках. Для определения воспламеняющейся жидкости в пластиковой или стеклянной таре есть другая портативная аппаратура. И плюс ее в том, что не надо открывать бутылку, делать анализ. Предстоит также освоить потоковую проверку пассажиров. Это - когда, используя фото на паспорте, можно проверить, есть ли "знакомое" лицо в базе данных федерального розыска. Причем сканирование фото и сверка занимает минимум времени. Если человек забыл паспорт, то и фото на водительских правах сойдет для сканирования.
На закупку нового оборудования для проверки пассажиров на транспорте МВД выделили два миллиарда рублей в рамках комплексной программы по транспортной безопасности, сообщила Алла Антонова. Но останавливаться на этом нельзя. Потоки пассажиров увеличиваются, а изобретательность многих нарушителей поражает иногда воображение. Поэтому МВД уже направило свои предложения по совершенствованию досмотровой техники в рамках программы на 2014-2016 годы.
В документе есть и другие пункты. Например, о развитии систем связи между службами безопасности в том числе тех, которые находятся в наряде.