В третий день работы выставки "Иннопром" назвали имена победителей "Минуты технославы", регионального конкурса инновационных проектов студентов и аспирантов. Они получили гранты на обучение в бизнес-школе Йельского университета.
Как сообщили организаторы конкурса, всего было подано 53 заявки от студентов и аспирантов. В июне комиссия отобрала 10 финалистов - пять проектов соревновались в номинации "Лучшая технологическая инновация", пять - в номинации "Лучшая социальная инновация". Так, в финале оказались устройство бесконтактного извлечения жидкости для систем экспресс-диагностики, парамембранная технология переработки молочной сыворотки, порошковое защитное покрытие узлов и оборудования электростанций, безопасная рентген-трубка и система охлаждения газотурбинных двигателей. Во второй номинации борьба развернулась между проектом региональной социальной сети, геосоциальным навигатором, инкубатором рабочих кадров, международной молодежной творческой мастерской и проектом профилактики этнических конфликтов на предприятиях и в организациях.
В итоге жюри назвало лучшей идею аспиранта горного университета Егора Тиунова, которая должна спасти газотурбинные двигатели от перегрева внутренней зоны, снизить уровень пожароопасности, а помещения, где они расположены, - от скопления опасных газов. Ежегодно на профилактику этих проблем тот же "Газпром" тратит порядка 1,5-2 миллиардов рублей. Затраты на внедрение новой системы, по оценке Егора, составят порядка 650 тысяч рублей на единицу, при этом только Свердловская область сможет сэкономить за счет инновации около 600-700 млн. рублей в год. Сейчас аспирант находится в поиске инвестора для изготовления опытного образца системы и апробации ее на одном из малых предприятий региона. Он надеется, что проект профинансирует государство, ведь, по словам Егора, оно больше других заинтересовано в увеличении поставок газа на мировой рынок.
Лучшей социальной инновацией признали проект по профилактике межэтнических конфликтов Анастасии Степановой, магистра УрГПУ.
- Ежегодно приток мигрантов в регион, а, следовательно, и на предприятия Урала, увеличивается. Как следствие - растет напряжение в обществе. Иностранцы, со своей стороны, чувствуют внутреннюю неудовлетворенность: им приходится постоянно приспосабливаться, чтобы не быть социальным изгоем. Несмотря на то, что эти люди считают себя вполне ассимилированными членами российского общества, приживаются в трудовом коллективе они тяжелее. Не чувствуют себя уверенно, понимают, что подсознательно их оценивают не по профессиональным компетенциям или личным характеристикам, а по набору этнических стереотипов, - пояснила она мотивы, побудившие обратиться к теме.
Проект апробировали на базе "Уралмаша". Анастасия разработала тест, позволяющий диагностировать зарождающийся или уже разгоревшийся конфликт, а также методики профилактики межэтнического недопонимания. В эксперименте участвовали как рабочие разных национальностей, так и управленцы. В принципе, то, что предлагает уральская студентка, - инновации из разряда "хорошо забытое старое", адаптированное к новым условиям. В советские времена на предприятиях проводили межнациональные праздники, через корпоративные СМИ продвигали идеи дружбы между народами, терпимости, толерантности. Сейчас бороться со стереотипами можно тренингами.
- Несмотря на то, что в Европе мультикультурная политика потерпела крах, я надеюсь, что мой проект этой участи избежит. Мы научимся осознавать, что межкультурная напряженность в обществе и на предприятиях существует, при этом перестанем ее бояться и научимся снижать градус конфликтности. Россия всегда была многонациональной страной - почему мы об этом забыли, когда перешли к рыночному производству? - прокомментировала Анастасия корреспонденту "РГ".