"Ситуация, которая существует сейчас, ни в коей мере бизнес устраивать не может", - сказал он. Сейчас для того, чтобы получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, надо подать заявку минимум за девять месяцев. За это время ситуация в бизнесе может измениться - тот, кто делал заявку, может оказаться не у дел и не взять заявленных работников. А кому-то, наоборот, люди могут срочно потребоваться. Это особенно актуально для малого и среднего бизнеса, которому рабочие руки зачастую могут понадобиться неожиданно.
На этот счет давно идут дебаты, которые ни к чему конкретному пока не привели. По мнению Константина Ромодановского, в этом вопросе нужно идти по пути западноевропейских стран. А именно: работодатели должны вывешивать свои вакансии в базе данных государственной службы занятости. Если в течение, например, двух-трех месяцев они оказываются не востребованными российскими гражданами, то работодатель должен получать право на привлечение иностранных работников.
При этом, по мнению Ромодановского, необходимо установить долю привлекаемых мигрантов. Это может стать альтернативой квотированию.
"Мы будем прорабатывать такой механизм, обсуждать его с другими федеральными органами и настаивать на его внедрении", - сказал глава ФМС на недавней встрече с российскими и иностранными бизнесменами. Ближайшие законодательные изменения будут также связаны с постановкой трудовых мигрантов на налоговый учет в момент обращения за разрешением на работу. Соответствующий законопроект принят Госдумой в первом чтении.
Что касается квалифицированных и высококвалифицированных специалистов, которым обеспечивается максимум преференций при въезде в Россию, то на данный момент в нашей стране работает около 60 тысяч таких специалистов.
Между тем министр труда и социальной защиты Максим Топилин, признавая, что система квотирования иностранной рабочей силы устарела, что она не соответствует реалиям современного бизнеса, тем не менее высказывается против отмены квотирования. Такое решение, по его мнению, приведет к дисбалансу российского рынка труда. Топилин считает, что уже сейчас есть перекос, возникший в связи с введением патентов для мигрантов. В ряде регионов иностранцы предпочитают купить патент, нежели получать разрешение на работу. И не известно, чем занимаются эти мигранты.
Похоже, Минтруд и ФМС пока не нашли общий язык в вопросе о квотировании иностранных работников. "Мы планируем ввести квотирование патентов или иной механизм, позволяющий регулировать этот поток. А Федеральная миграционная служба должна заниматься противодействием нелегальной миграции", - считает Максим Топилин.
По данным Федеральной миграционной службы, за полгода в Россию въехало около 10 миллионов мигрантов, что на 12 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. За последние четыре года прирост составил 37 процентов.