Представители власти и операторы обсудили готовность к введению услуги переносимости номеров

Услугу перехода от одного оператора к другому с сохранением номера сотовые компании должны предоставить своим абонентам с 1 декабря 2013 года. На "круглом столе" представители власти и операторы обсудили готовность к запуску этого сервиса.

Юрий Аммосов, руководитель дирекции по инновациям Аналитического центра при правительстве РФ, сообщил, что услуга ориентирована не на все 100% абонентов: "По моим сведениям, от 6 до 15процентов абонентов могут воспользоваться ей. Большинство останутся у того оператора, с которым работают. Но, учитывая, что в России около 200 млн номеров, это большой объем работы".

Срок переноса номера должен составить 9 дней. Во многих европейских странах перенос номера осуществляется всего за сутки. Замглавы Минсвязи Денис Свердлов поясняет: "Перенос самого номера происходит быстро. На это уходит менее суток. Но для того чтобы операторы могли посмотреть долги абонента и передать другому оператору номер без задолженности, срок увеличен до 9 дней". При этом для переноса номеров юридического лица срок установлен до 29 дней. А для малого и среднего бизнеса может быть сокращен до 9 дней, но только если фирма использует до 5 номеров. Вице-президент компании "Мегафон" Анна Горяинова сообщила, что операторы могут переносить в 9-дневный срок и номера компаний с количеством номеров до 30, это не составит большого труда. Чиновники должны подумать, согласиться ли с такими условиями. За перенос номера будет установлена плата в 2,5 евро, или 100 руб. Свердлов пояснил, что каждый оператор может фиксировать плату самостоятельно в пределах допустимого ценового коридора до 100 руб. Он может вовсе отменить платеж или даже назначить бонус за выбор своих услуг.

Простая, казалось бы, услуга сохранения номера связана со сложными и длительными процессами подготовки к запуску. Сегодня большинство операторов уже закупило оборудование, которое начнет тестироваться в середине сентября. Разработка биллинговых систем, по оценкам некоторых операторов, займет не менее полугода. Кроме того, заниматься переносом номеров будет оператор баз данных, который до сих пор еще не выбран. Вокруг этого процесса идут ожесточенные споры. Минсвязи настаивает на том, что это не конкурсная процедура. ФАС выступает против выбора оператора баз данных без конкурса.

Сотовые компании уверяют, что поставленные сроки для внедрения услуги слишком малы. Павел Бородин, вице-президент по обеспечению операторской деятельности и работе с органами госвласти компании "Вымпелком", заявляет, что была достигнута договоренность: срок подготовки к запуску услуги составит 9 месяцев с момента подписания подзаконных актов, чего не сделано до сих пор. "До внедрения услуги осталось 4 с половиной месяца, и ни одного акта из тех, которые нужны, до сих пор нет", - напоминает Павел Бородин. Свердлов подтверждает, что акты действительно должны были быть подписаны к 1 марта, но их согласование затянулось и вины министерства связи чиновник в этом не видит. Анна Горяинова отмечает, что дата старта предоставления услуги изначально выбрана неудачно. На декабрь приходится пик продаж, а следом за этим следует сезон отпусков.

Отсутствие подзаконных актов приводит к тому, что операторы не знают, каким образом будут передаваться номера. Правила их переноса должны быть прописаны в этих документах. Допустимая сегодня процедура серьезно смущает специалистов сотовых компаний. Клиент должен прийти к тому оператору, к которому он хочет перейти, и фактически договориться с ним о пересмотре условий договора с нынешним оператором. "Это противоречит нормам Гражданского кодекса", - считает Бородин. Еще более запутанными будут процессы передачи прямого номера. В этом случае договор, по сути, является трехсторонним, так как номер стационарного телефона выкупается у телефонной компании. Основная претензия операторов состоит в том, что механизмы работы с клиентами должны быть прописаны предельно четко. "Операторы за скорейшее внедрение услуги переноса номера. Но нам важно, чтобы все было сделано хорошо. Мы общаемся с абонентами, мы отвечаем за качество связи. Нам важно, чтобы абоненты были довольны", - говорит Павел Бородин.

В Минсвязи рассматривают возможность переноса сроков, но только в самом крайнем случае. Свердлов говорит: "Конечно, если мы будем понимать, что у нас что-то не работает к этому сроку, к примеру, база данных, мы будем первыми, кто скажет: давайте перенесем срок. Но мы считаем, что нужно постараться успеть".