Во Владимире раскрыли схему увода муниципального имущества

Проблемы жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области "носят длительный системный характер". Такой вывод был сделан на межведомственном совещании в облпрокуратуре. Представители ведомства напомнили: в 2012 году к ним поступило более 1500 обращений граждан по вопросам ЖКХ. Каждая четвертая жалоба признана обоснованной. В ряде случаев вскрывались факты коррупции.

Что говорить, если на территории региона действуют около 600 тарифов только на горячую и холодную воду! Этот казус еще потребует глубокого разбирательства. Однако кое-что в тарифной политике уже стало прозрачным. Как известно, их размер утверждает тарифная комиссия департамента цен и тарифов. До сих пор в нее входили представители крупнейших монополистов. Удивительно ли, что у этой структуры были свои "любимчики"?

Для всех теплоснабжающих организаций города Коврова тарифы никогда не достигали максимально возможного роста. А для двух ООО в нарушение ежегодно устанавливаемых правительством РФ предельных нормативов роста тарифов их принимали со значительным превышением.

- Сначала нам объясняли, что предельный рост - это средний по всей области, - рассказал глава города Виктор Кауров. - Потом, когда правительство разъяснило, что максимальный рост по каждой коммунальной услуге не может быть выше предельно установленного, все равно одному из этих ООО на 2011 год утвердили рост на 17 процентов, на 2018-й - на 18 и привели к предельно допустимому только после возражения муниципальных органов.

Полной неудачей закончились попытки органов местного самоуправления города привлечь крупные частные компании к модернизации и капитальному ремонту инфраструктуры тепло- и электрохозяйства. Получив муниципальное имущество в аренду, они успешно модернизировали свои собственные объекты, включив затраты в тарифы, а на арендованных муниципальных провели лишь аварийный ремонт.

Другой пример: если бы не прокурорские проверки, единственная теплоснабжающая организация города Гусь-Хрустального незаконно опустошила бы кошельки горожан на многие миллионы. В суде пришлось доказывать, что так называемые корректировки платы за горячее водоснабжение и отопление были произведены незаконно. Коммунальщики осуществляли деятельность на территории районного города, а для своего аппарата управления держали офис в областном центре. Стоимость же аренды и содержания имущества включали в тариф гусевчанам.

- Заложили 50 миллионов на капитальный ремонт и строительство, а освоили всего 18 миллионов, - недоумевает прокурор Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратуры Владимир Орлов. - На 2014 год будем требовать, чтобы 32 миллиона были исключены из тарифа. А ведь по этим вопросам достаточно было решения главы города, 51 процент акций предприятия принадлежит администрации, а она отстаивает интересы монополиста.

Местные власти не проявляют особой активности по спасению собственных жилищно-коммунальных предприятий

Из 348 организаций, работающих в региональной системе ЖКХ, 77, в том числе 32 МУПа, находятся на различных стадиях банкротства. Их долги перед бюджетами всех уровней превышают 700 миллионов рублей. 40 управляющих организаций (всего их 160) задолжали поставщикам ресурсов более 500 миллионов. В этой связи облпрокурор Вячеслав Чеботарев заявил, что есть два вида банкротства: "либо поглощение монополистами, либо попытка уйти от ответственности".

Количество банкротов в коммунальной сфере растет. Хорошо известны и инициаторы возбуждения соответствующих дел. В большинстве случаев ими являются монополисты: "Газпром межрегионгаз Владимир" (гендиректор Сергей Филиппов), "Владимирэнергосбыт" и "Владимиртеплогаз" (обеими компаниями управляет УК "МРГ-Инвест", которой руководит его сын Александр Филиппов), "ВКС" и "ВОТЭК".

Прокуратурой области в 2013 году в Арбитражный суд предъявлено четыре исковых заявления по фактам незаконного отчуждения муниципального имущества общей стоимостью более 145 миллионов путем внесения его в уставный капитал "Водоканал г. Покров", "ЖКХ г. Костерево", "Костеревские ГЭС", "Собинская сетевая компания". Последствием этого может стать переход муниципального имущества в частную собственность, в том числе в результате банкротства.

Удивляет, что в большинстве случаев муниципалитеты не проявляют особой активности по спасению собственных жилищно-коммунальных предприятий, что грозит окончательной потерей конкурентной среды. По данным прокуратуры, 77 жилищно-коммунальных предприятий, находящихся в стадии банкротства, имеют совокупную кредиторскую задолженность в 1,7 миллиарда рублей, в то время как дебиторская - почти три миллиарда. И вопрос, почему эти предприятия не работают с должниками, остается пока без ответа.

Через суд приходится обязывать муниципалитеты принимать на баланс бесхозную собственность, которая давно работает на коммунальные нужды их территорий. Редкий случай активности в этом аспекте - позиция администрации города Коврова. С помощью прокуратуры там раскрыли хитроумную схему увода городского имущества.

Был момент, когда из шести муниципальных теплогенерирующих предприятий четыре находились на разных стадиях банкротства. И это не случайно. Имея доступ ко всей информации по объектам электро- и теплоснабжения города, поставщики-монополисты планомерно уменьшали муниципальную собственность. Одна компания применяла обкатанную процедуру банкротства - задерживала расчеты с муниципальными генерирующими предприятиями. Другая возбуждала процедуры банкротства, пытаясь скупать муниципальное имущество по дешевке через подставные фирмы при содействии ряда должностных лиц.

В настоящее время в абитражном суде Владимирской области рассматривается 11 заявлений МУП "Ковровская городская электрическая сеть" о взыскании ущерба в сумме 273 миллиона рублей, причиненного продажей объектов электросетевого хозяйства города по заниженным ценам.

- До появления в России добросовестного частного бизнеса в системе ЖКХ только муниципальная собственность и муниципальные предприятия являются основой и гарантом исполнения полномочий органов власти в сфере обеспечения населения коммунальными услугами, - уверен Виктор Кауров.