Вечер не удавался. На встречу мы с Машей опоздали, детский магазин закрылся раньше на десять минут. Мы бесцельно бродили по улице генерала Лизюкова - я с неизменным черным планшетом, Маша с тяжелым "Никоном" наперевес. Грустили. И вдруг Маша толкает меня в бок: "Смотри, как интересно!" Я посмотрел - и правда интересно. Дом номер 44, неприметный подъезд, еле заметная вывеска. "Музей Военно-Морского Флота". Музей ВМФ у нас? В Воронеже? Как? Когда? Откуда? И главный вопрос: зачем?
Это первый случай в истории, когда любопытство кошку не сгубило. Две кошки вошли в музей. И остались в нем на добрую пару великолепных часов.
Статный седой капитан этого корабля кратко, по-военному зычно, приветствует нас и просит подождать минуту - пишет адреса на конвертах. Бобрешов Михаил Дмитриевич. Форменная рубаха с погонами. На потертой тумбочке красуется фуражка. Стену украшает большой штурвал. Настоящий корабельный штурвал.
- Так, все. Отдать швартовы! Еще минуту, ребята.
И исчезает в соседней комнате. Спустя некоторое время снова появляется, сопровождаемый нежным мелодичным звоном. Михаил Дмитриевич выходит в форменном кителе, сверкающим множеством наград, надевает фуражку и объявляет:
- За мной, ребята!
Экскурсия начинается с маленькой комнаты, посвященной погибшим подлодкам "Курск" и "Комсомолец".
- Тесно у меня? А на подводной лодке, думаете, просторно? Вы знаете, сколько мужества надо иметь, чтобы там находиться?
Михаил Дмитриевич рассказывает ярко, основательно, местами восторженно, но чаще всего… печально. Каждая фотография - целая история. Каждая история - о человеке. Каждый человек - герой. Каждый герой - уроженец Воронежа.
Если в мире и существует настоящий порядок - это морской порядок. Музей Михаила Дмитриевича тому прямое подтверждение. Экспонаты, представленные в музее, поражают разнообразием. Уместно заметить, что фотографий - море. Фотографии повсюду. Каждое фото расположено там, где должно быть. В идеальном хронологическом и тематическом порядке. Фотоистории эффектно дополнены многочисленными флагами, вымпелами, моделями кораблей, вырезками из пожелтевших газет и, безусловно, рассказами основателя этого замечательного музея.
В музее Михаила Дмитриевича есть не только экспонаты, связанные с радостью. В одной из комнатушек хранятся покоробленные морской водой личные вещи воронежского моряка, погибшего на "Курске". Здесь я надолго задержался, с болью в сердце осторожно перебирая пальцами желтый военный билет, рваный погон, проездной билет, кучку мелочи и мятую купюру достоинством в десять рублей…
В процессе исследования музея начинаешь себя ощущать матросом подводной лодки: низкие потолки, небольшие комнатки, от пола до потолка набитые экспонатами. И никакого эха - оно моментально растворяется в многочисленных кусочках памяти, собранных в одну большую картину простого человеческого героизма.
Экскурсия закончилась. Мы вернулись в комнату со штурвалом. И я задал вопрос, за который мне сейчас стыдно:
- Михаил Дмитриевич, сколько стоит экскурсия? Хоть чисто символически, а то нам неудобно как-то…
Капитан корабля усмехнулся:
- Я двенадцать лет содержу все это на свою пенсию. И пока я жив - память будет бесплатной.
Герои не умирают. Они продолжают жить тут, в военно-морском музее Михаила Бобрешова в Воронеже, на улице Генерала Лизюкова, 44.