Специалисты Межгосударственного авиационного комитета завершили расследование авиакатастрофы, случившейся 2 апреля прошлого года под Тюменью и унесшей жизни 33 человек. Согласно заключению, непосредственной причиной катастрофы АТR-72, как и предполагалось с самого начала, стало непроведение противообледенительной обработки воздушного судна перед вылетом.
Как следует из окончательного отчета по расследованию авиационного происшествия, а он насчитывает 200 с лишним страниц, авиамеханик доложил командиру судна, что самолет чистый, и не стал проводить обработку. Согласно данным видеозаписи камер наружного наблюдения, предполетный осмотр самолета осуществлялся бегло. В течение нескольких секунд КВС задержался около правого двигателя, затем проследовал вдоль бортов фюзеляжа, остановился у левой основной стойки шасси, после чего проследовал в кабину.
Хотя до этого самолет простоял на аэродроме более 7 часов. Накануне АТR прилетел в Тюмень из Сургута. На момент посадки, а самолет приземлился в Рощино в 23.41 местного времени, в аэропорту был ливневый снег с дождем.
Принятие пилотами решения на вылет без противообледенительной обработки при наличии на поверхности самолета снежно-ледяных отложений привело к ухудшению аэродинамических характеристик самолета и его сваливанию после взлета. Оно произошло сразу после уборки закрылков, при включенном автопилоте, до срабатывания сигнализации о приближении к сваливанию.
Спровоцировать авиакатастрофу, считают эксперты, могла и усталость пилотов. Согласно отчету МАК, перед последним в своей жизни полетом те отдыхали всего 4,5 часа. Согласно заключению медгруппы, члены экипажа имели перед вылетом достаточный отдых. В то же время комиссия отмечает, что оба пилота имели высокую летную нагрузку. Так, в марте они выполнили пять разделенных полетных смен, тогда как по нормам положено не более двух. Кроме того, с 2009 года у командира воздушного судна было не использовано 111 дней отпуска, у второго пилота - 123 дня. Комиссия считает, что с большой степенью вероятности оба пилота выполняли полет на фоне накопленной усталости, следствием чего как раз могла стать рассеянность и допущенные в управлении воздушным судном ошибки. Судя по всему, члены экипажа даже не поняли, что произошло. Вот переговоры пилотов до столкновения судна с землей:
- У.. ух.. ты.
- Это че такое?
- Че за тряска?
Звуковой сигнал отключения автопилота.
Звуковой сигнал сваливания.
Вновь звуковой сигнал сваливания.
- Тихо, че такое?
- Доложи ему.
Звуковой сигнал сваливания.
- Че доложить-то? (мат)
- Че за отказ-то?
- Не понял я.
Звуковой сигнал сваливания.
Мат.
- Ютэйр сто двадцатый падаем!
- А…..ах!
Как следует из окончательного отчета по расследованию авиакатастрофы, о недостатках в организации режима труда и отдыха летного состава руководству "Ютэйр", которой принадлежал разбившийся самолет, неоднократно указывалось в актах проверок деятельности авиакомпании комиссиями Тюменского МТУ ФАВТ Минтранса России.
Эксперты также указывают на недостаточную подготовку персонала авиакомпании. В частности, согласно отчету МАК, командир воздушного судна не владел в достаточной степени английским языком для того, чтобы безошибочно понимать указания систем управления самолетом.
Напомним, самолет ATR-72, направлявшийся из Тюмени в Сургут, рухнул при взлете из аэропорта Рощино. Вместе с членами экипажа на борту находились 43 человека, 31 из них погиб сразу. Еще двое впоследствии скончались в больнице.