Новости

16.07.2013 00:43
Рубрика: Экономика

Машина дальше не идет

Таксомоторный бизнес нуждается в региональной поддержке
Совместными усилиями бизнеса, государства, некоммерческих объединений таксомоторных перевозчиков, а также СМИ тема легальных перевозок сдвинулась с мертвой точки. Если еще несколько лет назад мы говорили о возрождении рынка цивилизованных таксомоторных перевозок, то теперь мы рассуждаем о дальнейших шагах по его развитию.

С принятием федерального закона N 69 от 21 апреля 2011 года органы государственной власти начали активную деятельность по наведению порядка в сфере таксомоторных перевозок.

Особенно радует, как развивается ситуация в столице, где начали решать застарелые проблемы московского такси. В короткие сроки в городе были организованы стоянки для легальных перевозчиков, а также был обеспечен допуск таксомоторов на некоторые транспортно-пересадочные узлы. Московские таксомоторные компании начали получать субсидирование из городского бюджета для возмещения части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) легковых автомобилей, предназначенных для перевозок пассажиров. Московские власти обещают допустить такси на выделенные полосы движения, что существенно повысит скорость передвижения автомобилей по улицам с очень тяжелым и непредсказуемым трафиком, и ввести единый тариф для таксомоторных перевозчиков. Правда, при этом непонятно, будут ли поездки на такси субсидироваться из бюджета, как при перевозках пассажиров общественным транспортом.

Еще один важный момент. Московский департамент транспорта, по сути, первым в стране разработал, упорядочил и упростил процедуру выдачи разрешений на таксомоторные перевозки. При этом в ряде субъектов Федерации и городов нашей страны таксомоторные перевозчики столкнулись с серьезными проблемами при получении разрешений. Некоторые чиновники на местах максимально постарались усложнить порядок получения разрешений, а также ввести дополнительные, порой противоречащие федеральному законодательству требования к таксистам.

И самый главный результат столичной работы: резкое сокращение количества "бомбил" в нашей столице. Еще несколько лет назад нелегальные перевозчики чувствовали себя очень вольготно на московских улицах. Их деятельность негативно сказывалась на бизнесе официальных перевозчиков, по сути, не давая ему развиваться. Сегодня большинство нелегалов легализовалось или покинуло рынок таксомоторных перевозок. На примере Москвы я проиллюстрировал то, что с помощью активного участия региональных и федеральных властей, а также с ростом экономического развития нашей страны большинство проблем таксомоторного бизнеса могут быть решены.

Однако наиболее серьезной и системной проблемой, по моему мнению, является кадровый голод в отрасли. В советские времена работа таксиста считалась престижной и высокооплачиваемой. Водители такси проходили обучение в специальных техникумах и приступали к работе лишь по окончании серьезного испытательного срока. В начале 90-х годов в результате непродуманной повальной приватизации большинство таксомоторных парков и прекратили свое существование. Опытные таксисты ушли работать персональными водителями или пополнили ряды "диких" таксистов.

Сейчас чаще всего работать в такси идут лица с низким образовательным уровнем. У водителей такси полностью отсутствуют хотя бы минимальные профессиональные навыки: знание города, безопасного вождения, ПДД, норм и правил этикета, грамотной речи. Очень часто работники таксомоторных предприятий рассматривают профессию водителя такси как временную подработку. Текучесть кадров в такси одна из самых высоких в транспортной отрасли.

Очень низок уровень подготовки диспетчерского состава таксомоторных компаний. Диспетчеры такси не умеют грамотно и вежливо общаться с клиентами, плохо знают логистику и городской трафик.

Также приходится констатировать отсутствие управленческих кадров в таксомоторной сфере. Чаще всего руководителями и владельцами таксомоторных предприятий являются лица, не имеющие опыта по организации таксомоторного бизнеса. У большинства руководителей и владельцев компаний отсутствует знание специфики нашего бизнеса, низкие организационные качества и некомпетентность в правовых вопросах. В итоге, по статистике, больше половины таксомоторных предприятий закрываются через полгода после открытия. Большое число водителей теряет работу.

Результатом всего этого является низкое качество оказываемых услуг таксомоторными предприятиями и, самое главное, высокий уровень аварийности, травматизма и смертности в отрасли. Решить проблему кадрового голода в такси поможет организация учебных центров таксомоторных перевозчиков в центрах федеральных округов и других крупных городах России. Их главными целями и задачами должны стать: повышение общего образовательного и профессионального уровня работников таксомоторных предприятий; подготовка, разработка и реализация образовательных программ, дистанционного обучения и программ дополнительного профессионального образования для водителей такси, диспетчеров такси, руководителей и владельцев таксомоторных предприятий; привлечение дополнительных кадров в таксомоторный бизнес; обучение и удержание работающих сотрудников таксомоторных компаний; распространение и тиражирование образовательных программ и материалов среди населения - потребителей таксомоторных услуг, таксомоторных перевозчиков, а также сотрудников государственных органов, курирующих таксомоторные перевозки; разработка на основе отечественного и международного опыта стандарта качества оказания услуг таксомоторными компаниями и его внедрение в практической деятельности таксомоторных перевозчиков; проведение обучающих семинаров для таксомоторных перевозчиков. Без решения кадровых проблем дальнейшее развитие рынка таксомоторных перевозок в нашей стране невозможно.