Своими впечатлениями с корреспондентом "РГ" поделился Шамиль Тарпищев, член МОК, президент Федерации тенниса России, капитан национальных сборных.
Шамиль Анвярович, вы тоже считаете, что трава в этом году была, грубо говоря, какая-то не такая?
Шамиль Тарпищев: На мой взгляд, за ней был неправильный уход. Обычно трава довольно жесткая. В прошлом году в первую неделю несколько раз прошел дождь. А на этот раз влаги не хватало - трава сильно высохла. Надо было больше заливать корты между играми.
Отсюда и многочисленные травмы?
Шамиль Тарпищев: На каких-то участках корта трава была скользкой, а на каких-то нет. Игроки, особенно высокорослые, не справлялись с подходом к мячу. Вообще если бы не было, так сказать, катаклизмов с травматизмом, то была бы совершенно иная картина. Был бы другой Уимблдон. Надо отдать должное тем, кто выиграл. Но реальность такова, что "внешние", не чисто спортивные факторы имели более существенное значение, чем обычно.
Наблюдатели не без основания полагали, что немка Сабина Лисицки в финале победит француженку Марион Бартоли, но вышло наоборот.
Шамиль Тарпищев: Лисицки играет прямолинейно. Бьет мощно, если, конечно, попадает. "Физика" у нее такая. До заключительного матча она играла раскованно, получала удовольствие, тем более что Серену Уильямс прошла. А в финале вдруг поняла, что есть шанс завоевать титул. И ее просто сковало. Это характерно для тех, кто впервые выступает в финале. Мало кто в состоянии совладать с эмоциями, не сыграв в финале раньше. Только, пожалуй, Маша Шарапова с ее спортивным характером. Финал - не финал, она никогда не меняет тактики, бьет. Она с детства так ведет себя - в частности, в силу высокого роста.
Как и когда выявить индивидуальность?
Шамиль Тарпищев: Есть дети, которые на тренировках играют лучше, чем на соревнованиях. С ними должны работать психологи. А есть те, кто проявляет себя именно в турнире. Спортивный характер! Сестры-американки Уильямс не выступали по юниорам, им не травмировали психику. У нас проблема в том, что нет психологов. Специалистов выпускаем, а работать некому... Вы видели, как Игорь Андреев играет в футбол?
Да, вы же сами устраиваете для теннисистов такие разминки перед матчами Кубка Дэвиса.
Шамиль Тарпищев: Великолепно, в атакующей манере! А его в свое время отправили из Москвы в Испанию, поставили на заднюю линию, и он стал играть в стиле, не соответствующем его характеру. Заставили делать то, к чему душа не лежит. Его просто убили игрой на задней линии. Есть "художники", "творцы", такие, как Хингис и Мыскина, - их надо на медленные корты. А есть "агрессоры", которым больше подходит паркет или трава, игра с лёта, они мгновенно бегут к сетке. Игорь Андреев - определенно "агрессор". Нужно сразу определять, кому следует строить игру от обороны, а кому - атаковать.
Кстати, Игорь Андреев завершает в этом сезоне карьеру?
Шамиль Тарпищев: У него проблемы с суставами. Я предложил ему, как и Куницыну, работать в федерации, но Андреев сказал, что хочет год отдохнуть, а уже потом решит.
Возвращаясь к Уимблдону, почему все-таки серб Новак Джокович уступил британцу Энди Маррею?
Шамиль Тарпищев: Джокович все равно лучший сейчас в мире. Не забывайте, что в свое время Новак перенес операцию на горле, и он вообще не мог играть на жаре. К тому же он не успел восстановиться после полуфинала - его "утопил" аргентинец Хуан Мартин Дель Потро.
Шамиль Анвярович, вы говорили, что в Кубке Дэвиса индивидуальный рейтинг не так важен - игрок может собраться на один матч. На Уимблдоне, получается, тоже?
Шамиль Тарпищев: Уимблдон не показатель истинной силы игрока. Подача, прием. Держишь подачу - уже не проиграешь. Об уровне можно судить на "усредненных" покрытиях - на харде, например. Да и на грунте. Раньше вообще на Уимблдон не приезжали "земляные" игроки.
Как теперь Николай Давыденко. Собираетесь, кстати, приглашать в сборную Давыденко и Михаила Южного?
Шамиль Тарпищев: А смысл? Все равно не выиграем Кубок Дэвиса. Зачем мучить их командными соревнованиями? Кубок Дэвиса - это страшно выбивающий турнир. Молодежь учить надо. А если будем держаться "старой гвардии", то и тех потеряем, и этих.