Компьютерные игры служат развлечением более чем для четверти россиян

Раньше злостным "убийцей времени" считался телевизор. Сколько было сломано копий и произнесено гневных слов в адрес тех, кто бесцельно просиживает долгие часы перед экраном! Сейчас абсолютное зло зовется иначе: компьютерные игры. По данным социологов Фонда "Общественное мнение" (ФОМ), больше трети мужчин и почти половина россиян в возрасте 18-30 лет постоянно играют в компьютерные игры и бросать это занятие явно не намерены.

В целом виртуальной игромании подвержены сейчас в той или иной форме свыше четверти населения страны - 28 процентов. Среди пользователей Интернета таких людей еще больше - 44 процента. Самыми популярными на сегодня являются так называемые казуальные игры и головоломки: "сапер", пасьянсы, Angry Birds. На втором месте - игры-симуляторы (гонки или футбол). 7 процентов россиян играет в игры на компьютерах, планшетах, телефонах и  других электронных устройствах, практически каждый день. Каждый десятый опрошенный увлекается сетевыми онлайн-играми. И хотя три четверти россиян (72 процента) такого пристрастия не испытывают, поклонников у "ходилок и стрелялок", равно как и у прочих игр все равно немало.

74 процента виртуальных игроков особенно любят головоломки, "сапера", пасьянсы и знаменитых "Энгри бердз" - то есть так называемые "казуальные игры". По популярности  равных им нет. 42 процента предпочитают игры-симуляторы, треть россиян (33 процента) любят боевики и экшн аркады - например, Counter-Strike, Call of Duty, Mortal Kombat и др. Чуть меньшее число поклонников (27 процентов) у игр-стратегий - это, например, "Герои Меча и Магии", "Старкрафт", "Сим Сити" (Heroes of Might and Magic, StarCraft, SimCity).

Примерно по одной пятой от общего числа респондентов-игроков предпочитают приключенческие игры или квесты - например, "Петька и Василий Иванович", Broken Sword, Amnesia, а также ролевые игры - например, "Diablo, Allods, Gothic, Lineage, World of Warcraft.

При этом люди понимают, что такое пристрастие - не самое лучшее в их жизни. 27 процентов опрошенных признались, что если бы у них не было возможности продолжать игры на компьютере, они больше приобрели бы, чем лишились. Лишь 8 процентов сказали, что такая потеря была бы для них не во благо. А для большинства - 61процент - ничего бы не изменилось. Это они играют в игры, а не игры играют чересчур важную роль в их жизни.

Что у человека отнимают компьютерные игры? Россияне считают, что не будь этого вида развлечений, они приобрели бы больше свободного времени, нашли бы себе новые увлечения, чаще встречались бы с друзьями, вспомнили бы о книгах и пошли бы учиться… Многие вспомнили бы наконец, что у них есть семья и уделили бы ей время. А еще устроили бы пикник с шашлыками на природе, съездили бы на рыбалку, переделали все накопившиеся домашние дела - "жили бы, как нормальные люди", грустно резюмировали опрошенные-игроманы.

По данным ФОМ, у 32 процентов опрошенных компьютерными играми увлекается ребенок, у каждого десятого - брат или сестра, у 9 процентов - жена или муж, у 18 процентов - другие близкие люди. В трети (35 процентов) семей игроманов нет.

К такому пристрастию своих близких люди относятся неоднозначно. Лишь каждый пятый смотрит на это положительно, а четверть - 24 процента - с явным неодобрением. В плюс компьютерным играм россияне ставят то, что такой досуг помогает развитию человека, снимает стресс и позволяет интересно провести время. Немаловажно для некоторых родителей и то, что ребенок находится "дома, под присмотром", и пусть лучше он будет прикован к монитору и мало что замечает вокруг, чем болтается по улице впустую, пьет или курит, говорили они. Некоторые родители, может, и хотели бы запретить ребенку компьютер, но совесть не позволяет: "Это его свободное время. У него есть право выбора".

Противники компьютерных игр уверены, что такое времяпрепровождение вредно для здоровья - человек "сидит ночами", это "уже как болезнь". Такие игры, по мнению многих опрошенных, плохо влияют на психику, отвлекают от учебы и личных дел, пробуждают в человеке агрессию и жестокость вкупе с инфантилизмом и неумением ориентироваться "в реальной жизни". Словом, минусов россияне насчитали в компьютерных играх куда больше, чем плюсов.

Правда, игромана нотациями не проймешь. Он их просто не слышит: миссия не пройдена, здоровья осталось 3 процента, а жизней только 5 штук… И не смейте нажимать кнопку перезагрузки!

Опрос "РГ"