Прошедший "Иннопром" по счету уже четвертый. Евгений Владимирович, каково ваше впечатление от выставки?
Евгений Куйвашев: Наверное, впечатление субъективно, поскольку "Иннопром" - это, можно сказать, мое любимое детище. Думается, мы год от года растем и движемся вперед. Вы и сами могли видеть: уровень вырос. И качество экспозиций, и персональный состав делегаций: если в первые годы приезжали замы руководителей, сегодня здесь были первые лица компаний. И уровень экспертов, обсуждения на форуме более заинтересованный.
Да, сама тема: "Глобальная промышленность: стратегии и риски" - задает отнюдь не региональный формат выставки. Не слишком ли высокая планка?
Евгений Куйвашев: Мы целенаправленно дали старт обсуждению этой темы в 2013 году. Если в ноябре текущего года Екатеринбург выиграет право на проведение всемирной выставки "ЭКСПО-2020", то через семь лет будем подводить итоги этого обсуждения. Уже сегодня надо понять, что будет пользоваться спросом, что завтра потребуется человеку? Ведь именно спрос служит двигателем развития промышленности. Поэтому на форуме и обсуждались такие масштабные вопросы - причем с участием спикеров мирового уровня: здесь побывала элита экономики, науки, промышленности, дизайна.
Присутствие таких персон, как известный популяризатор науки Митио Каку, профессор Джеймс Вудхаузен, руководители российских представительств крупнейших мировых компаний действительно привлекло к выставке внимание. Они сами захотели приехать на Урал или пришлось уговаривать?
Евгений Куйвашев: Если в прошлом году мы действительно уговаривали, то нынче все приехали сами. Безусловно, руководители крупнейших компаний и делегаций требовали повышенного внимания к себе, но никто никого за руку не тянул. О чем это говорит: уральская выставка заняла собственную надежную нишу, она востребована российскими производителями и зарубежными партнерами, которые хотели бы зайти к нам в регион. То есть это уже известный бренд, который теперь будет работать на город и область.
По-моему, выставка стала более технологичной и приобрела деловой, практический характер. На стендах постоянно шли переговоры, подписывались соглашения...
Евгений Куйвашев: Да, существенно вырос не только уровень, но и количество участников, а главное, качество заключаемых здесь контрактов. "Иннопром" - это уже своего рода знак качества: если ты здесь подписал соглашение - будь добр исполнять. Например, мы заключили с японцами контракт на поставку радиоаппаратуры "Ниссан". Они, конечно, могли бы подписать его у себя, в кабинетах, но приехали на "Иннопром", потому что хотят, чтобы процедура прошла в присутствии губернатора и область выступила неким гарантом. Это нормальный процесс снижения рисков, важный для любого бизнеса. Кроме того, здесь мы показываем, что можем делать сами. Результат налицо: в этом году иностранных делегаций на "Иннопроме" было более 200, в том числе специализированных - более 60, то есть тех, кто приезжал не просто посмотреть и пообщаться, а оценить, куда регион движется, каковы перспективы его развития.
И какие направления сегодня приоритетны для Среднего Урала?
Евгений Куйвашев: Я считаю колоссальным прорывом для нашей промышленности создание станкостроительного кластера. Сегодня в стране этой отрасли нет вообще, а мы в регионе начинаем ее возрождать. Подписаны первые соглашения - да, пока это отверточная сборка, уровень локализации только два процента, но сделан первый шаг. Зарубежные компании крайне неохотно отдают свои технологии в станкостроении, потому что это связано с проблемой безопасности. Для нас же современные станки - это прежде всего модернизация рабочих мест. Мы готовы помогать своим предприятиям, освобождать их от налогов, если они будут покупать станки местного производства. Тогда область получит кумулятивный эффект. Если нам это удастся, то запас прочности будет лет на 40 вперед, тогда мы и другие отрасли промышленности сохраним.
Промышленники часто жалуются на то, что ученые не предлагают настоящих инноваций, те, в свою очередь, заявляют, что предприятия не хотят покупать их разработки. На ваш взгляд, есть ли у нас в регионе прорывные инновации, свежие идеи, которые при этом готовы приобрести производственники?
Евгений Куйвашев: На "Иннопроме" мы наградили победителей конкурса "Минута технославы". Один из награжденных, студент горного университета, математически просчитал, как правильно распределить нагрузку на газовую турбину. Внедрение этого метода позволит значительно сократить затраты на замену этих турбин, что в итоге скажется на стоимости газа, а значит, и услуг ЖКХ. Эта идея будет реализована. Еще один студент презентовал способ переработки молочной сыворотки. Такие идеи, конечно, не сразу находят своего потребителя. Но ведь и айфон, как известно, придумали еще в 80-х - тогда еще не предполагали, что такая передача данных вскоре будет реальностью. Главное - ребята верят в себя, а на выставке было очень много молодежи.
Помогают ли дискуссии на "Иннопроме" поиску эффективных решений региональных проблем?
Евгений Куйвашев: Безусловно. Мы могли бы принять областную программу развития промышленности еще в мае - она готова. Но принципиально отложили этот вопрос, чтобы обсудить документ на выставке, коррелировать его с современными мировыми трендами. И с учетом этого обсуждения в сентябре мы его примем. В свою очередь, наша областная программа ляжет в основу программного документа федерального минпромторга.
У нас такой регион - рост внутреннего регионального продукта (ВРП) здесь возможен только за счет развития промышленности. Вот для этого и подготовлена программа. Она предусматривает налоговые льготы, но при этом раз в квартал предприятие обязано будет отчитаться: сколько новых рабочих мест создано, какие кредиты привлечены и так далее. В таком случае будет четкое понимание, куда мы движемся. Расходы областного бюджета на реализацию программы составят 7,8 млрд. рублей, средства из внебюджетных источников - 34,5 млрд. рублей. Полагаем, эффект будет не скоро и не всем заметен. Реально программа "выстрелит" лет через пять. Но важно сегодня поддержать промышленность, новые детские сады и школы потом появятся.
Среднестатистическому жителю, наверное, не совсем понятна цель проведения выставки: такая глобальная тематика, огромные затраты...
Евгений Куйвашев: Мы говорим: нужны инвестиции, новые технологии. Как мы их получим? Представьте, что у нас нет этой выставки: придется ездить, встречаться, договариваться. Придет инвестор, не придет? Сегодня мы на месте показываем все свои возможности. Приходите - вот земля, налоговые льготы, индустриальные парки - их уже четыре в стадии проектирования. Особая экономическая зона "Титановая долина" - 270 гектаров, огромная территория, где уже началось строительство, появились первые резиденты. А инвестиции - это работа, заработная плата, налоги, социальные проекты.
Есть и другие всем понятные преимущества, например, бизнес-туризм. Гости выставки ночуют в наших гостиницах, питаются в ресторанах, приобретают здесь сувениры. Они везут деньги из других регионов и стран и тратят у нас. По приблизительным подсчетам, каждый гость тратит здесь за время пребывания на выставке порядка тысячи евро. А приехало к нам 20-30 тысяч человек. Получается, Свердловская область потратила на организацию выставки 100 миллионов рублей, а получила 25 миллионов евро - в десять раз больше.
Поэтому набранные темпы нельзя сбавлять. Для нас важно собрать не хвалебные оды выставке, а реальные замечания. Нужно не стыдиться выслушивать рекламации, а они, скорее всего, есть. Нам крайне не хватает гостиниц, лоска в сфере обслуживания. Будем стремиться исправить ситуацию.
Но ведь отели, выставочные павильоны и другая инфраструктура работает, по сути, несколько дней, а потом весь год будет пустовать.
Евгений Куйвашев: Мы проводили ежемесячный мониторинг екатеринбургских гостиниц для анализа деловой активности и выяснили, что средняя заполняемость отеля "Хайятт" - 82 процента. В течение года город и область проводят немало мероприятий, на которые приезжают бизнес-туристы, в том числе иностранные. Отелей в городе не хватает, поэтому мы их еще строим - к чемпионату мира по футболу будет введен целый ряд гостиничных объектов. В том числе развивается малый бизнес в этой сфере - появляется много маленьких частных гостиниц.
Для выставочного комплекса "Екатеринбург-ЭКСПО" стоит задача проводить в год как минимум три якорных мероприятия: "Иннопром", "ГлавЁлка", на которой за два месяца побывало 500 тысяч человек, и еще есть задумка проводить здесь крупную специализированную выставку - фармация и медтехника. В России такой выставки нет, а у нас в регионе эти направления активно развиваются.