Балет "Пламя Парижа" считается одним из лучших классических советских музыкальных постановок. Его премьера была приурочена к торжественной дате - 15-летию Октябрьской революции и состоялась в Кировском, ныне Мариинском театре в ноябре 1932 года. Тот первый балет воплотил в жизнь молодой хореограф Василий Вайнонен. Никогда не выезжавший за пределы Советского Союза, он придумал танцы басков и марсельцев, которые, как оказалось, практически не отличаются от оригиналов. Вайнонен вспоминал позже, что этнографический материал, как литературный, так и иллюстративный, почти не использовался. Были только несколько гравюр, найденные в архивах Эрмитажа.
Михаил Мессерер восстановил хореографические элементы и мизансцены, героику и революционный пыл "Пламени Парижа". Хореограф заметил, что хочет максимально приблизиться к оригиналу Вайнонена, в том числе и использовать хор, который будет исполнять революционные песни, продемонстрировать сочетание танца с актерским мастерством:
- Стараемся воспроизвести дух и букву спектакля. Самый сложный и необычный момент в работе - это танец в образе. К сожалению, этот вид сценического искусства начинает исчезать, ему не учат в хореографических училищах.
Молодая солистка Михайловского театра Оксана Бондарева танцует главную женскую партию - Жанну, смелую и отважную девушку. По ее словам, школьных знаний по истории для этой роли не хватало, поэтому пришлось детально познакомиться с литературой, в том числе и либретто, посмотреть фильмы, картины живописцев того времени: "Я попыталась пропустить характер своей героини через себя, понять ее, как можно лучше". А продюсер спектакля Дмитрий Астафьев добавил, что он с историей Франции знаком хорошо, и считает, что одна из основных задач балета о революции - заставить зрителей задуматься над уроками, которые преподносит история, неважно, где происходили события, во Франции или в России.
К слову, Михаил Мессерер возлагает на Оксану Бондареву особые надежды. Молодая солистка только что заняла первое место и получила золотую медаль на XII Международном конкурсе артистов балета и хореографов, проходившем в Москве. Танцовщица продемонстрировала отличную технику и артистизм, исполняя виртуозные па-де-де из "Корсара", "Дон Кихота" и "Пламени Парижа". Ее партнером был Иван Зайцев, выступавший вне конкурса и получивший специальный приз как лучший партнер.
Солист Михайловского театра Иван Зайцев в "Пламени Парижа" также танцует одну из главных партий. Ему пришлось даже тренироваться в фехтовании, в спектакле много батальных сцен, в которых участвует вся труппа. По поводу оригинальных костюмов старой постановки, образ которой сохранился в советском фильме пятидесятых годов о балете "Пламя Парижа", Михаил Мессерер заметил:
- Мы стараемся их полностью сохранить. Сняли только сапоги, и у артистов появилась возможность показать свои технические способности, - сказал.
Самыми значимыми номерами этого балета хореограф считает знаменитые па-де-де и танцы басков.
В Михайловском театре считают, что вернувшийся к публике балет "Пламя Парижа" - это одновременно и классика и эксклюзив.