Подобное правило существовало до 2004 года, потом от него отказались, теперь предлагают вновь вернуть. Мнения правоведов, насколько удачна идея, расходятся. Одни считают, что ребенка надо защитить. "Виза" от чиновника должна стать своего рода страховкой, что какие-нибудь безответственные родители не оставят чадо без крыши. Другие уверены, что от чиновничьего фильтра пострадают добропорядочные семьи, а детям будет только хуже. Ведь есть риск, что родители из-за бюрократических препон не смогут улучшить ему условия.
Как бы то ни было, недавно инициативу рассмотрел Совет при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. После жарких споров Совет решил не выступать принципиальным противником. Тем не менее свои замечания его члены подготовят. По-хорошему здесь надо найти золотую середину. Однако рецепта, как это сделать, пока нет.
Как пояснила юрист Виктория Пашкова, сегодня согласие органов опеки на продажу требуется, в частности, когда ребенок записан собственником жилого помещения. Так что есть современная практика, которую можно проанализировать.
"Согласие дается сроком на месяц под покупку определенной квартиры, - рассказывает она. - Критерии, которыми руководствуется орган опеки и попечительства, при оценке сделки достаточно формальны: главное, чтобы в новом жилье ребенок владел не меньшим количеством квадратных метров, чем в старом. Потому они крайне редко дают согласие на ипотеку, на покупку жилья в другом регионе (в случае переезда родителей), на покупку квартиры меньшей площади, скажем, в Москве взамен большей в Подмосковье, или наоборот - на покупку дома в Подмосковье взамен квартиры в Москве, так как все это считают ухудшением жилищных условий. Спорить с ними предлагают в суде".
Однако даже выигранный суд, скорее всего, сорвет переезд семьи в новое жилье: время уйдет. Допустим, какая-нибудь благополучная семья захочет улучшить условия и присмотрит хорошую квартиру. Но пока родители будут оформлять документы и спорить с чиновниками, приглянувшуюся квартиру продадут другим: мало кому интересно связываться со столь проблемным клиентом, так что ждать продавцы не будут.
"Привить опекунскому совету мысль о том, что каждый случай надо рассматривать индивидуально, невозможно в силу существующего непреодолимого страха принять "неправильное" решение и быть уволенным за свободомыслие или за злоупотребление должностными полномочиями (когда тебя заподозрят во взяточничестве за дачу согласия на совершение нестандартной сделки)", - рассказывает Пашкова. Потому есть вероятность, что семьи среднего достатка с детьми окажутся привязаны к своим квартирам, пока дети не вырастут. И если жилье мало, придется жить в тесноте. Если же папе предлагают хорошую работу в другом регионе, с семьей не переедешь.
По мнению Виктории Пашковой, возможно, стоит вводить не разрешительный, а уведомительный порядок взаимодействия с органами опеки при сделках с недвижимостью. Тогда родители будут просто информировать чиновников, а те смогут проверять и оспаривать сделки, которые покажутся сомнительными.
В свою очередь, советник президента России Вениамин Яковлев полагает, что проблемой защиты детей надо заниматься основательно. "Нужны предложения, рекомендации. Не надо молиться на частную собственность - дети, старики не должны страдать!" - сказал он на заседании Совета по кодификации. Поэтому категоричного "нет" именитые правоведы проекту не сказали.
Кстати
Как сообщают СМИ, эксперт Совета по кодификации Лидия Михеева на обсуждении проекта отметила, что с 1 сентября начнут действовать нормы Гражданского кодекса о сделках. По ним сделки, совершенные без разрешения органов власти, из категории ничтожных переходят в категорию оспоримых. Это значит, что сделка, совершенная без необходимого разрешения, все равно должна быть зарегистрирована. Оспорить ее удастся только если будет доказана недобросовестность покупателя. Так что, по ее словам, фактически можно будет проводить сделки и без разрешения органов опеки, вернуть же жилье будет затруднительно. В итоге предлагаемая поправка может оказаться нерабочей. Блокировать же регистрацию перехода прав по сделкам могут только обременения, внесенные в Единый государственный реестр прав.