"РГ" узнала, как ветеран из Тамбова стал прообразом "Воина-освободителя"

Человек-памятник, ветеран Великой Отечественной войны Иван Одарченко, ставший прообразом для монумента "Воин-освободитель" в Берлине, скончался в Тамбове. Каким он запомнился?

На юбилейной монете

Его "открыл" знаменитый тамбовский коллекционер Николай Алексеевич Никифоров почти полвека назад. В 1965 году День Победы впервые стали отмечать как всенародный праздник, а 9 мая сделали выходным. По этому случаю и была выпущена в обращение рублевая монета с изображением берлинского "Воина-освободителя". Никифоров стал одним из первых, у кого эта монета появилась. Он тут же явился с ней в областной краеведческий музей, где заканчивалось оформление экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне, и поведал сотрудникам, что на монете отчеканен не кто-нибудь, а токарь Тамбовского завода подшипников скольжения Иван Степанович Одарченко. Накануне коллекционер уже побывал у Одарченко и предъявил ему юбилейный рубль: "Узнаете?" Иван Степанович отпираться не стал, но о своей причастности к знаменитому памятнику говорил спокойно. Подумаешь, постоял в мастерской скульптора с девочкой на руках, делов-то.

Будущий корреспондент "РГ" работал тогда в музее, сотрудничал с местной газетой и понимал, что не дать в "молодежку" заметку про Одарченко просто нельзя.

Вскоре в областном краеведческом музее появился скульптурный портрет Одарченко, сделанный автором монумента Евгением Вучетичем и подаренный Тамбову. А в дом Ивана Степановича зачастили журналисты...

На пьедестале

Биография у него была обычная, во многом типичная для людей военного поколения. До призыва в армию Одарченко жил в Магнитогорске, куда его семья перебралась, спасаясь от голода, из села Новоалександровка, что в Акмолинской области в Казахстане. В семнадцать лет Иван был уже крепким юношей под два метра ростом, поэтому "за представительность" его назначили бригадиром в пригородном колхозе, а фактически - председателем. Мужики-то все на фронте.

В январе 1944 года призвали на фронт и Ивана Одарченко. Воевал он в составе 114-й гвардейской дивизии 9-й гвардейской армии. Освобождал Венгрию, Австрию, Чехословакию, войну закончил под Прагой с медалью "За отвагу". А после победы его оставили служить в составе советских войск в Берлине. Там в августе 1947 года на Дне физкультурника высокого парня славянской внешности и заприметил скульптор Евгений Вучетич. "Хочу, - говорит, - лепить с тебя памятник солдату-победителю". Армейское начальство не возражало: серьезных замечаний по службе гвардии рядовой Одарченко не имел, идеологических изъянов в его биографии не было, поэтому он вполне годился на модель для монумента. Да и самому солдату было интересно.

С девочкой на руках Одарченко позировал скульптору почти полгода

С девочкой на руках он позировал скульптору почти полгода. Сначала это была действительно немецкая девочка, а потом трехлетняя Света - дочь коменданта Берлина генерала Котикова. Сюжетом для памятника послужило событие, случившееся во время штурма Берлина. 30 апреля 1945 года сержант Николай Масалов, рискуя жизнью, вынес из зоны обстрела трехлетнюю немецкую девочку. Первым о подвиге Масалова рассказал маршал Чуйков, позже исследователям удалось подтвердить это документально. Так что, позируя для памятника, гвардии рядовой Одарченко исполнил роль сержанта Масалова и стал обобщенным символом Победы. Справедливости ради следует сказать, что Вучетичу иногда позировал еще и боец Виктор Гуназа, но он был, что называется, дублером. У Одарченко хранилась фотография Вучетича с надписью: "Дорогому другу И. С. Одарченко в память о берлинском памятнике".

Двенадцатиметровый бронзовый памятник отлили в Ленинграде и частями переправили в Берлин. Монумент торжественно открыли 8 мая 1949 года. Несколько раз Ивану Одарченко пришлось стоять в почетном карауле у памятника, прообразом которого был он сам.

В Тамбов Одарченко приехал в том же 1949 году, вскоре после открытия памятника. После увольнения в запас он собирался вернуться в Казахстан, но по пути заехал погостить к сестре в Тамбов, да так и остался в городе, который стал для него родным. Построил себе дом, женился и почти сорок лет проработал токарем и фрезеровщиком на тамбовском предприятии "Автотрактородеталь", который позже стал заводом подшипников скольжения. Свою причастность к созданию знаменитого монумента Одарченко особо не афишировал, пока его не отыскал коллекционер Никифоров и журналисты.

Возвращение домой

Вторично слава догнала Одарченко через 45 лет, когда 8 мая 2010 года в парке Победы в Тамбове был открыт памятник "Ветерану-победителю". По замыслу тамбовских скульпторов Виктора Кулаева и Валерия Парамонова, моделью для памятника стал все тот же Иван Одарченко.

- Честно говоря, когда мне сообщили, что с меня опять будут делать памятник, - сказал Одарченко, - я подумал, что он снова будет, как в Берлине - пусть делают его с работы Вучетича. Но когда скульптор объяснил, что хочет делать именно меня, ветерана, я согласился...

Так через 65 лет воин-освободитель "вернулся" домой, присел на лавочку в парке Победы, посадил на колени правнучку и стал символом связи времен и поколений. Парковая композиция лишена пафосной монументальности, носит подчеркнуто домашний характер. Рядом с ветераном можно посидеть, сфотографироваться, потрогать медали. И первыми после открытия памятника этой возможностью воспользовались дети.

В Трептов-парке

Памятник воину-освободителю и поныне стоит на прежнем месте. По государственному договору 1990 года, заключенному между СССР и ФРГ, Германия взяла на себя обязательства по уходу и сохранности памятников и захоронений советских воинов на территории своей страны и обязательства выполняет. 1 октября 2003 скульптура "Воина-освободителя" была разобрана и отправлена на реставрацию, а весной 2004 года вернулась на прежнее место.