Малый бизнес играет большую роль в экономике региона - на долю примерно ста тысяч индивидуальных предпринимателей, малых и средних предприятий сегодня приходится до сорока процентов от общего числа занятых в экономике и около 45 процентов товарооборота. В Алтайском крае, где почти половина населения проживает в сельской местности, предприниматели зачастую становятся единственными работодателями во многих селах и деревнях. Стратегия же предусматривает серьезный количественный и качественный рост этого сектора экономики, так что к 2025 году удельный вес занятых в малом и среднем бизнесе должен увеличиться до шестидесяти процентов, а доля продукции, произведенной малыми предприятиями, - вырасти до тридцати процентов от общего объема ВРП. При этом, по словам начальника управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Евгения Дешевых, основным трендом в сфере малого бизнеса в регионе станет инновационный сценарий, предполагающий, что через двенадцать лет в структуре предпринимательства не менее двадцати процентов будут составлять инновационные предприятия.
Предложенный проект документа не вызвал дискуссий в предпринимательском сообществе. Многие отмечали, что краевые власти выбрали стандартную модель, взяв за основу федеральную стратегию развития малого бизнеса. Даже губернатор Александр Карлин отметил, что проблемы малого и среднего предпринимательства в этом документе рассматриваются исключительно в контексте взаимоотношений власти и бизнеса.
- А стратегия должна затрагивать и внутренние проблемы развития бизнеса, прежде всего, касающиеся инфраструктуры, - подчеркнул губернатор. - Это доступность кредитных ресурсов, решение проблем страхования предпринимательских рисков, особенно - в сельском хозяйстве, оказание консалтинговых услуг. Сегодня основным консультантом бизнеса в регионе, как правило, выступают государственные структуры, причем на безвозмездной основе, что противоречит рыночным законам. Необходимо развивать институты саморегулирования, внедрять в бизнес-среду современные механизмы арбитрирования.
Самих же предпринимателей больше волновали не столько отдаленные перспективы, сколько актуальные проблемы сегодняшнего дня. Еще не утихли страсти с повышением страховых взносов, вызвавшим массовый исход индивидуальных предпринимателей. И малый бизнес уже начал беспокоиться по поводу возможной отмены единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и перехода на патентную систему.
Патентная система налогообложения индивидуальных предпринимателей введена с 1 января 2013 года, и сегодня в регионе можно приобрести патент на 47 видов предпринимательской деятельности. Однако ожидания, что эта система упростит взаимоотношения малого бизнеса с налоговыми органами, освободит его от ведения бухгалтерской отчетности, а многим позволит выйти из тени, явно не оправдались.
По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае Павла Нестерова, за полгода в регионе выдан всего 41 патент: 27 - в Барнауле, четыре - в Благовещенском районе, три - в Бийске, два - в Тальменском районе и по одному в Рубцовске, Новоалтайске, Камне-на-Оби, Косихинском и Завьяловском районах. Самыми популярными оказались патенты на сдачу в аренду нежилых помещений - их выдано девять, второе и третье место делят между собой патенты на ремонт жилья и розничную торговлю - по пять.
- Мы ясно видим, что патентная система несовершенна и нуждается в корректировке, - считает Павел Нестеров. - Сегодня предприниматели, владеющие торговыми площадями по несколько тысяч метров в Барнауле, сдают их в аренду и платят по патенту мизерные суммы. При этом малый бизнес в сельской местности из тени так и не вышел, поскольку для него платежи слишком велики. А ведь патент-ная система была рассчитана в первую очередь на самозанятое население, на мелких индивидуальных предпринимателей из отдаленных населенных пунктов, где затруднено налоговое администрирование. Но закон преду-сматривает очень высокий уровень потенциального годового дохода для предпринимателей, имеющих право на приобретение патента, - выше реальных доходов сельских ИП и выше сумм доходов по ЕНВД.
Так, например, для парикмахерских услуг минимальный доход по "вмененке" составляет шестьдесят тысяч рублей в год, налог - девять тысяч, а по патенту годовой доход на этот вид услуг утвержден на уровне 305 тысяч рублей, следовательно, налог - 18,3 тысячи. То же самое и по другим видам деятельности: для автомастерских налог по патенту в два раза превышает ставку по ЕНВД, по розничной торговле - в три.
- Налоговая ставка не может быть одинаковой в Барнауле и в районах края, поскольку здесь разные условия ведения бизнеса, - комментирует ситуацию председатель правления Алтайского союза предпринимателей Юрий Фриц. - Если декларируется, что новая налоговая система лучше прежней, то ее условия должны, как минимум, быть не хуже, а в идеале - привлекательнее для тех, чья деятельность находилась за рамками деловой среды. Но при нынешних ставках люди, занимающиеся уборкой снега, колкой дров или сдачей внаем жилья, никогда не пойдут за патентом. Мы уже потеряли значительное количество индивидуальных предпринимателей в связи с увеличением страховых выплат, и вернуть их в русло цивилизованных деловых отношений будет очень сложно, несмотря на принятое решение о снижении ставок по взносам в Пенсионный фонд. Постоянно меняющиеся правила игры не дают устойчиво развиваться малому бизнесу и в Алтайском крае, и в России в целом. Для этого нужны достаточно либеральная налоговая система, мораторий на изменение налогового и предпринимательского законодательства хотя бы на пять лет и широкая разъяснительная и информационная работа.
Алтайские предприниматели уверены, что патентную систему нужно серьезно дорабатывать - как на региональном уровне, дифференцировав ставки в зависимости от места расположения малого бизнеса, так и на федеральном, передав полномочия по определению стоимости патента с регионального на муниципальный уровень и существенно расширив список патентных видов деятельности. Краевое Законодательное собрание уже направило свои предложения в Госдуму РФ и планирует внести изменения в региональный закон о патентной системе.