"РГ" выяснила, почему в Екатеринбурге много нелегальных автобусов

Власти областного центра не могут найти управу на водителей и владельцев автобусов, зарабатывающих на незаконной перевозке пассажиров. Нелегалы, не имеющие договоров с городской администрацией, тем не менее никого не боятся. Ездят по маршрутам, которые обслуживает муниципальный пассажирский транспорт, перехватывают пассажиров у официальных перевозчиков и тем самым отбирают у них немалую часть прибыли. Несет убытки и городская казна.

Нелегальные перевозчики известны. Их автобусы, как утверждают в мэрии, работают главным образом на трех маршрутах, проходящих через центральную, то есть наиболее выгодную в смысле пассажиропотока часть города. При этом водители (а кондукторов в таких машинах не бывает) не принимают электронные Е-карты для оплаты проезда в общественном транспорте. Их интересуют только наличные. А это означает, что прибыль целиком достается незаконно действующим перевозчикам, с муниципалитетом они не делятся.

Жалобы добросовестных предпринимателей ничего не дают. Как сообщили "РГ" в администрации Екатеринбурга, сотрудники ГИБДД, транспортной инспекции и даже прокуратуры едва ли не еженедельно проверяют и отлавливают нелегалов. Нарушений выявляют множество: нет договора на транспортное обслуживание, не в порядке либо вовсе отсутствуют путевые листы. Про отметки о прохождении водителем медосмотра перед выходом на линию и технической исправности автобуса и говорить не приходится. Случается, что нет даже полиса ОСАГО. В таком случае дело заканчивается снятием регистрационных номерных знаков и запретом на эксплуатацию транспорта, в других - штрафом: для юридических лиц от 40 до 60 тысяч рублей, для ИП - от 30 до 50 тысяч. А бывает, и без штрафа обходится. Недавно суд одному из таких нарушителей вынес всего-навсего предупреждение о недопустимости впредь подобных действий - можно сказать, пожурил.

Насколько эффективно такое наказание, можно судить по тому, что на следующий день места на "горячих" маршрутах снова занимают шустрые шоферы-гастарбайтеры. Ситуация накалилась до того, что недавно водитель муниципального автобуса, встретив на конечной остановке конкурентов-"дублеров", открыл по ним огонь из травматического пистолета. Случай показал: достигнута некая точка кипения. Нервы у перевозчиков сдают: из-за действий нелегалов пассажиров в муниципальных автобусах становится все меньше, в результате ходят они все реже, а их место занимают новые перевозчики-нелегалы. Тихой сапой проводится рейдерский захват прибыльных маршрутов.

Впрочем, нередки случаи, когда водители теневых автобусов и между собой устраивают драки, а на дороге - гонки, создавая опасные ситуации. Есть за что биться?

- В последние годы появилось много конкурентов - тоже из Средней Азии, - рассказал водитель Расул, работающий на маршрутке. - Драки бывают, когда кто-то из новичков залезает на чужой маршрут. Дальше, думаю, будет еще хуже. Все дело в деньгах: здесь я в месяц зарабатываю в десять раз больше, чем в Таджикистане.

Штрафы для гастарбайтеров - сущий пустяк в сравнении с заработками. А если случится авария и потребуется ремонт, земляки из диаспоры всегда помогут. Они же примчатся на помощь, если на дороге начнутся разборки.

Сколько денег крутится в теневом секторе автобусных перевозок в Екатеринбурге, сказать трудно. Те специалисты, с которыми пришлось беседовать, даже приблизительно не смогли назвать цифры - они варьировались от сотен миллионов рублей до нескольких миллиардов. В мэрии тоже не представляют, сколько автобусов-"оборотней" ездит по маршрутам. Странная неосведомленность, если речь идет о пополнении бюджета, защите интересов добропорядочных предпринимателей, да и добром имени столицы Среднего Урала тоже.

- Мне приходилось пользоваться одним из маршрутов, где много нелегалов, - говорит жительница Екатеринбурга Елена Михеева. - Водители небриты и неопрятны, ведут себя крайне агрессивно, хамят, могут вытолкать из салона, если не платишь наличными. Приходится платить, если спешишь и муниципального транспорта ждать некогда. Дальше еще интереснее: как-то у автобуса отказали тормоза, и водитель "остановился" об угол дома. Почему нет управы на этих "диких "газелей"?  

Эксперты сходятся во мнении: в сфере незаконных автобусных перевозок крутятся очень большие деньги. Иначе не возникло бы такой острой и нездоровой конкуренции, а действия контролирующих органов не выглядели бы столь беспомощными. Можно ведь привлечь наглецов за незаконное предпринимательство - по этой статье предусмотрен штраф в размере 300 тысяч рублей и арест на полгода. Согласитесь, совсем другое дело, чем 30 тысяч.

Сейчас администрация Екатеринбурга судится с одним из предпринимателей-перевозчиков - Сергеем Панюгиным, его автобусы самовольно разъезжают по маршруту 050. Но даже если ему перекроют дорогу, появятся машины других желающих отхватить кусок пирога. Кстати сказать, нелегальные перевозчики заявляют, что мэрия сама виновата в сложившейся ситуации: мол, на конкурс допускает только "свои", приближенные к администрации автотранспортные предприятия.

Есть и еще одна сторона вопроса, не менее значимая. Нелегалы - это потенциальные убийцы. За техническим состоянием таких машин нет контроля, никто не отслеживает режим труда и отдыха водителей. Они, как признался шофер-таджик Расул, чтобы выдержать многочасовую смену, кладут под язык нас - легкий наркотик. Можно представить, под какой угрозой находится жизнь и здоровье пассажиров. Это никакими деньгами измерить нельзя.

К соблюдению правил дорожного движения водителями-гастарбайтерами претензий много. К нелегалам - в особенности. По данным областного управления ГИБДД, наиболее распространенные нарушения - управление автобусом без разрешенной категории в правах, перевозка пассажиров сверх установленной нормы, проезд на красный сигнал светофора, хаотичное перестроение из ряда в ряд без включения сигналов поворота. Все это представляет опасность для пассажиров и других участников движения. Для полноты картины - результаты рейда ГИБДД в июне текущего года: из 966 нарушений, совершенных водителями автобусов, 252 пришлись на иностранцев.

мнения

Николай Герасимов, генеральный директор МУП "Муниципальное объединение автобусных предприятий":

- В сфере пассажирских перевозок незаконных участников довольно много, и ущерб они наносят ощутимый. Посчитайте: только по муниципальному маршруту № 18 незаконно ходит от 10 до 15 машин ежедневно. За месяц они отбирают у нас 2-2,5 миллиона рублей прибыли. Параллельно с этим маршрутом есть коммерческий, тоже незаконный. Там каждый день работает до 30 машин, то есть их ежемесячная прибыль составляет примерно 6-7 миллионов рублей. Необходимо изменить законодательство и настолько ужесточить наказание за незаконную перевозку пассажиров, чтобы этим делом было невыгодно заниматься.

Юрий Шильдин, исполнительный директор станции технического осмотра:

- Раньше к нам на техосмотр приезжали по 200 пассажирских автобусов в месяц. Теперь - единицы. Мы объясняем этот факт тем, что многие машины находятся в технически неисправном состоянии и пройти ТО не смогут - инспекторы не пропустят. Поэтому владельцы автобусов и маршруток не тратят время на техосмотр, а покупают диагностическую карту в каком-либо "левом" центре техосмотра или в страховой компании. Такие машины на дороге смертельно опасны.

Глеб Осипов, главный специалист правового и экономического обеспечения комитета по транспорту администрации Екатеринбурга:

- В борьбе с незаконными перевозчиками нужны совместные усилия администрации города, ГИБДД, транспортной инспекции, надзорных органов. Но инициатива должна исходить и от жителей Екатеринбурга. Нелегальные маршрутки и автобусы исчезнут, если пассажиры не будут ими пользоваться.