Уральский бизнес выступил против экспорта кадров

В царской России из 80 миллионов человек населения высшее образование имели 500 тысяч. Сегодня дипломы вузов есть у трети россиян, но, пожалуй, только 1-2 процента из них можно назвать в полном смысле слова образованными людьми. А ведь без таких кадров не удастся провести реиндустриализацию. К такому выводу пришли участники выставки "Иннопром-2013", завершившейся в Екатеринбурге.

В этот раз темой форума была выбрана глобальная промышленность. Интересно, что давление этого феномена испытывает не только Россия, но и США, и Западная Европа. Старые индустриальные гиганты исчезают, на передний план выходят совершенно другие компании, использующие опережающие технологии. И нуждающиеся в новых кадрах.

Теме образования в условиях глобального рынка посвятили целый день, озаглавив его INDUSTRY 4U - "Промышленность для тебя". Пока молодежь пробовала свои силы в мастер-классах, старшее поколение слушало лекции об инновационных методах повышения квалификации.

Лизинг мозгов

В это же время экспертное сообщество пыталось разработать "дорожную карту" реформы профессионального образования. Дискуссия получилась довольно острой. И хотя найти универсальный способ подготовки инженеров не удалось, по крайней мере, наметили ключевые тенденции.

По данным Дениса Ковалевича, члена Межведомственной комиссии по технологическому развитию России, сегодня две трети новых рабочих мест создается в компаниях, существующих на рынке менее пяти лет. При этом в транснациональных цепочках кооперации занят каждый седьмой житель планеты, к 2030-му, по прогнозу, будет уже каждый четвертый. А вместе с глобальными производственными цепочками начинает формироваться глобальный рынок кадров. Быстрорастущим стартапам требуются опытные отраслевые менеджеры, но такие компании не могут платить высокие зарплаты. Поэтому берут нужных специалистов "в аренду" у инжиниринговых фирм. Постепенно такая форма работы становится выгодной и крупному бизнесу: нанимать команду на полгода-год для реализации конкретного проекта дорого.

Лизинг кадров в сфере высоких технологий - ключевой признак глобализации рынка труда. Отдельные лизинговые структуры имеют в штате 1-2 тысячи специалистов и сдают их внаем по всему миру, осуществляя тем самым трансфер технологий и знаний. В России подобным опытом пока обладают единицы, в основном в IT-сфере и стройиндустрии.

На этом тезисе уральский бизнес, до этого по большей части молча внимавший "звездным" экспертам, не выдержал. "Гласом народа" выступил Андрей Бриль, вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей:

- Ощущение, что я на съезде инопланетян, где обсуждают проблемы, к нам не имеющие никакого отношения. Глобальный рынок труда существует, возможно, для финансовых брокеров, маркетологов, низкоквалифицированных таджиков. Все остальное - бред. Готовить кадры для западных корпораций - это здорово, но здесь основные инвесторы - мы, российский бизнес. И как налогоплательщик я против, чтобы добавленная стоимость уходила за пределы страны, - резюмировал он, сорвав аплодисменты зала.

Спец не с вузовской скамьи

Второй тренд нашего времени - переход на цифровые, дистанционные методы управления, "умные сети" Smart Grid. Отсюда вытекает мультидисциплинарная подготовка персонала.

- Промышленности нужны универсальные специалисты - понимающие узкую специфику дела и при этом готовые всю жизнь учиться и расширять набор компетенций, а кроме того, мобильные, - заметила Светлана Чеклецова, заместитель директора по общим вопросам СО ЕЭС.

Еще одна тенденция - переход из одной предметной области в другую: раньше была просто электроника, сейчас - биоэлектроника, электроника новых материалов, электроника в текстиле и т. п. Чтобы изготовить специальную спортивную одежду со встроенными датчиками, к примеру, нужны специалисты с компетенциями физика, химика и биотехнолога.  Где их взять? К сожалению, не в вузах, констатируют эксперты. Технологии меняются очень быстро, нет времени ждать, пока внесут изменения в учебные программы, преподаватели пройдут переподготовку. По словам Марии Чеботаевой, генерального директора представительства "Энвиро Хеми" в РФ, в ФРГ выпускник вуза с дипломом - фактически готовый специалист, а у нас на "дотягивание" компетенций уходит года три. Обучать приходится не только профессии, иностранному языку, но и бизнес-этике: россияне плохо справляются с командной работой и часто несамостоятельны.

- Когда студент выходит из стен альма-матер, напичканный знаниями, оказывается, что "война", к которой его готовили, уже закончилась, - метко выразился Владимир Княгинин, директор фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад". - Технологии устаревают так быстро, а крупный бизнес меняется так медленно, что переподготовленные кадры ему не нужны.

Антидот газовой игле

Система технического образования откровенно буксует. Что же может стать альтернативой? По мнению господина Ковалевича, это крупные R&D центры. Россия для мировых компаний является не только обширным развивающимся рынком, но и интеллектуальным сервисным центром, который способен выполнять заказы на научно-исследовательские разработки.

Положительный пример такой работы представил президент "Боинг-Россия/СНГ" Сергей Кравченко. Компания существует в РФ уже более 20 лет, за это время она создала три научно-технических центра (НТЦ), в которых над заказами авиапрома работают 1400 отечественных ученых и инженеров, обучила 3 тысячи специалистов.

Средний возраст сотрудников НТЦ - 29 лет. Все они, по словам Сергея Кравченко, получили отличное образование и не стремятся эмигрировать, потому что зарабатывают достойные деньги в своей стране и при этом имеют возможность стажироваться за рубежом. Россия при этом тоже не внакладе: она получает подготовленных по западным стандартам специалистов и разработки, которыми, согласно договорам, вправе пользоваться обе стороны международного сотрудничества.

- За 20 лет разрушить хорошую инженерную школу невозможно, - уверен глава представительства "Боинга". - Правда, России не хватает собственных массовых проектов, но они могут прийти из-за рубежа. У нас есть все шансы построить новую индустрию. Экспорт интеллектуальных сервисов - один из реальных антидотов нефтяной и газовой зависимости.

Владимир Княгинин полагает, что наша страна должна сделать три определяющих выбора. Первый - между локальной и глобальной системой образования. Последняя, в частности, предполагает преподавание на английском языке. В ФРГ, к примеру, на нем читается 200 курсов, в Голландии - 400.

Второй выбор - между вузами и техникумами. Необходимо поднимать престиж начального и среднего технического образования, создавать продвинутые технологические школы, конкурирующие с университетами, считает эксперт. Качество подготовки в них должно приближаться к прикладному бакалавриату. Труд современного рабочего сродни искусству, он должен знать не только свой узкий участок, но и понимать всю структуру производственной цепи, осваивать сложные, инженерные задачи. Нам в этом плане пока, к сожалению, похвастать нечем. На последнем чемпионате по рабочим навыкам Worldskills россияне заняли последние места.

Третья дилемма - между индивидуальным и командным методами обучения. Глобальному рынку требуются не просто люди с профессиональными навыками, а команды, обладающие коллективным проектным мышлением.

Дорожная карта компетенций

Эксперты уверены: российским предприятиям необходимо делать ставку на дуальную модель подготовки кадров. Ее специфика - сочетание теории с практикой на конкретном предприятии. При этом значительную часть расходов берет на себя работодатель. По такой схеме, в частности, пошли на ПНТЗ, УГМК, Синарском трубном заводе. ОЭЗ "Титановая долина" заключила соглашение с УрФУ о прохождении практики и возможном трудоустройстве студентов на базе своей управляющей компании и предприятий-резидентов.

Кроме того, Агентство стратегических инициатив и правительство Среднего Урала в рамках "Иннопрома" подписали план дорожной карты "Создание национальной системы компетенций и квалификаций в Свердловской области до 2020 года". Отметим, что регион стал первой пилотной территорией проекта. По данным среднеуральского министерства экономики, численность трудовых ресурсов имеет тенденцию к сокращению: с 2,8 миллиона человек в 2003 году до 2,6 миллиона к 2020-му. В таких условиях экономический скачок возможен только при условии опережающего роста производительности труда, при этом на первый план выходит увеличение доли квалифицированных работников.

Из 1740 образовательных программ, действующих в Свердловской области, 716 уже разработаны с учетом потребностей работодателей. Им сегодня остро не хватает токарей, инженеров-конструкторов, слесарей. В планах - создание многофункциональных центров прикладных квалификаций на базе ряда учреждений среднего профобразования Свердловской области.

Кстати, дорожная карта затрагивает и такую область, как ремесленничество. По сути, речь идет о создании системы профессионального образования индивидуальных предпринимателей, отличающейся от обучения рабочих.

комментарий

Александр Шохин, президент РССПП:

- Бюджетное финансирование образования сокращается, поэтому важно повысить роль бизнес-сообщества в подготовке кадров. Средства должны попадать точно в цель - это позволит получить гораздо больший эффект. Крупные компании, имеющие корпоративные центры, должны заняться подготовкой специалистов не только для собственных нужд, но и для широкого рынка труда. Но предприятия за это должны получать дополнительное стимулирование.