Курганские налоговики назвали причину снижения доходов бюджета

В первом полугодии 2013-го в консолидированный бюджет Курганской области перечислено налогов на 283 миллиона рублей меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако, по мнению руководителя управления ФНС России по Курганской области Юрия Касьяненко, в этой тенденции нет ничего страшного.

Юрий Григорьевич, казна Зауралья стремительно теряет в весе. Что происходит?

Юрий Касьяненко: Все дело в снижении поступлений налога на прибыль от крупных предприятий. За полгода мы собрали его на 870 миллионов рублей меньше, чем за аналогичный период прошлого года. На мой взгляд, это обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, почти все предприятия Зауралья ориентированы на выпуск продукции, обладающей определенной монополией, поэтому им трудно перестроиться. Тем временем конкуренция на рынке возрастает, поэтому практически у всех наблюдается сокращение объемов реализации. Во-вторых, на большинстве крупных предприятий сейчас идет модернизация, реконструкция, техперевооружение, в связи с чем возникают дополнительные затраты. Раз затраты растут, естественно, налог на прибыль уменьшается.

Вместе с тем, в связи с ростом заработной платы в бюджетной сфере наблюдается заметная прибавка по налогу на доходы физических лиц. По собираемости этот вид налога вышел на первое место. Кроме того, позитивная динамика по налогу на имущество и акцизам. Так что в целом ничего страшного пока не происходит. Да, проблема есть, положение с поступлениями в бюджет осложнилось, но ситуация не критическая. Во всяком случае никто модернизацию больше чем на год-полтора, как правило, не планирует.

А какова отдача от малого и среднего бизнеса в регионе?

Юрий Касьяненко: Надо сказать, что в налоговом законодательстве нет такого понятия, как малый и средний бизнес. У нас есть плательщики, работающие по общей системе налогообложения, а также те, кто работает по упрощенной системе налогообложения (УСН), платит единый налог на вмененный доход (ЕНВД), единый сельхозналог и так далее. Если говорить об отдаче, то налоговые сборы от второй категории плательщиков никогда не были большими, а сейчас еще уменьшились. По моему субъективному мнению, государство сделало большую ошибку, когда увеличило страховые взносы для индивидуальных предпринимателей. Треть их сразу же снялась с учета. Правда, это вовсе не означает, что они не работают, что подтвердили проверки мобильных групп, созданных при УФНС в рамках плана областной межведомственной комиссии по мобилизации собственных доходов регионального бюджета на 2013 год. В составе таких групп, кроме наших инспекторов, - специалисты финансовых отделов районных и городских администраций, сотрудники правоохранительных органов. Приглашаем в рейды и журналистов.

Так вот, за полгода мобильными группами проверен 1021 хозяйствующий субъект, в результате выявлено 48 административных правонарушений, в том числе 26 - по осуществлению предпринимательской деятельности без государственной регистрации. В результате предъявлено штрафов на сумму 52,5 тысячи рублей. Кроме того, 24 материала проверок направлены в другие контролирующие органы - в соответствии с компетенцией.

А много ли малых предпринимателей приобрели патенты и сколько они заплатили налогов?

Юрий Касьяненко: К сожалению, патентная система не оправдала тех надежд, которые на нее возлагались. Она была введена в регионе с 1 января 2013 года. На сегодня 565 налогоплательщиков получили 665 патентов. Общая сумма налога по ним за год составит 15,6 миллиона рублей. На 1 июня было начислено 6,7 миллиона, уплачено около 8 миллионов рублей.

Собственно, при введении патентов ведь и не рассчитывали на резкий рост доходов бюджета. Скорее, целью было выведение из тени малого бизнеса. Она достигается?

Юрий Касьяненко: Задача налоговых органов в данном случае - максимальное привлечение к патентной системе потенциальных налогоплательщиков: парикмахеров, репетиторов, ремонтников, фотографов, автоперевозчиков и других предпринимателей. Однако оказалось, что в основном эта система заинтересовала тех, кто занимается розничной торговлей: на этот вид деятельности выдано 539 патентов - 82 процента от общего количества. Интересно, что больше всего их выдано не в областном центре, в Шадринске - 211, а в Кургане только 174.

На втором месте по популярности - автоперевозки (6,5 процента выданных патентов и 6 процентов от начисленной суммы налога). Далее следуют парикмахерские и косметологические услуги, техобслуживание и ремонт автотранспортных средств, сдача в аренду жилых и нежилых помещений, ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий. Для остальных видов предпринимательской деятельности патентная система оказалась не востребованной.

А вот что касается выхода бизнеса из тени, ситуация не радует: из приобретателей патентов лишь 41 новый налогоплательщик, основная же масса - 88 процентов - ранее применяли ЕНВД.

Сейчас областная Дума пытается что-то изменить в этой системе, но мне кажется, этот вопрос больше лежит в морально-этической плоскости и касается менталитета предпринимателей.

Некоторые экономисты увидели в падении налога на прибыль признаки приближающегося кризиса, подобного тому, что разразился в 2008 году. На ваш взгляд, мрачные прогнозы оправданы?

Юрий Касьяненко: По-моему, это не совсем корректное сравнение хотя бы уже потому, что в 2008 году был кризис банковской сферы, а сейчас наблюдается несколько иная картина. Если уж говорить о кризисе, то только о кризисе общества потребления, о чем сейчас, кстати, много пишут. То есть общество достигло такого уровня потребления, особенно на Западе, что людям уже практически ничего не нужно. И тут масса различных причин, которые специалистам еще предстоит исследовать. Но в целом я бы не стал драматизировать ситуацию. Думаю, это временное явление, все вернется на круги своя. Отмечу, что тенденция снижения налога на прибыль наблюдается и в других регионах России, не только в Курганской области.