Новости

18.07.2013 05:25
Рубрика: Экономика

Эфир на Заречной улице

Малый бизнес на радиоволнах становится экономически выгодным
Радиобизнес мельчает, улучшая при этом свои качественные показатели. Как заметила представитель одной из самых крупных российских радиостанций, "мошкара налетела на пирог". Хоть и грубовато, но по сути верно: желающих откусить от рекламного пирога становится все больше. Такая разновидность малого бизнеса, как радиовещание, сегодня востребована и экономически эффективна.

Делиться лакомым кусочком крупных радиокитов заставляет объективная реальность: в каждом городишке и селении, от Москвы до самых до окраин, есть спрос на локальный контент (слушателям требуется "интерактив на местном уровне") и, соответственно, целящийся в сугубо местную аудиторию рекламодатель.

- Это вопрос психологической безопасности: радиослушатель желает знать, что происходит здесь и сейчас и чего ему ждать завтра, - считает Наталья Власова, директор фонда независимого радиовещания. - Станции наконец осознали ограниченность числа форматов, и выиграет тот, кто найдет и закрепится в свободной нише.

По ее наблюдениям, "крупногабаритное" вещание все больше нивелируется: в городе-миллионнике три десятка станций распределяются всего по пяти-шести жанрово-тематическим нишам. Эта перенасыщенность рано или поздно закончится, вот почему все более востребованы узкоформатные, так называемые нишевые радиостанции, - фигурально выражаясь, радио на одну деревню. Они не могут похвастать массовостью аудитории, однако последняя стабильна, и лояльна, и, следовательно, привлекательна для рекламодателей.

Среднестатистические расходы на создание такой радиостанции - около миллиона рублей - складываются из стоимости разработки и присвоения частоты, лицензирования, а также антенны, передатчика и прочего "железа". Эконом-вариант (менее 500 тысяч рублей) подразумевает использование вместо специальной вышки крыши ДК или элеватора и самостоятельное, скажем по чертежам из Интернета, сваривание металлоконструкций антенны под девизом "дешево и сердито". Сочетание глобального процесса удешевления технологий и технической смекалки радиоэнтузиастов позволяет уложиться даже в 200 тысяч.

Впрочем, находятся и желающие минимизировать расходы за счет документооборота. Получение частоты в собственность занимает около двух лет, однако при известной изворотливости можно существенно снизить как временные, так и денежные затраты, вступив в противоречие с Административным кодексом. То и дело надзорные органы сообщают о ликвидации очередной незаконной радиостанции. Недавно, например, в южноуральском городе Копейске Роскомнадзор, по информации радиочастотного центра УрФО, провел внеплановую проверку местного провайдера и установил, что к оборудованию компании неизвестные подключили радиовещательный передатчик, - его в результате обесточили. То же ведомство привлекло к административной ответственности владельцев радиостанции, вещавшей в Челябинске и Магнитогорске без лицензии, что грозит им штрафом до 20 тысяч рублей.

Средний срок окупаемости легального радиопроекта - один-два года. Допустим, что расходы на аренду и зарплату либо компенсирует учредитель (к примеру, сельсовет), либо они снижены благодаря вхождению в холдинг. При минимальной цене рекламного ролика - рубль за секунду - два рекламных блока по три минуты в час в идеале принесут 3600 рублей в день или 108 тысяч в месяц. В реальности сумма дохода, конечно, снизится вдвое, но даже 50 тысяч рублей в месяц позволяют за год окупить радиоточку. При этом затраты рекламодателей не так уж велики - они вполне подъемны даже для мелкого бизнеса в городке, где всего 15 тысяч населения: десять 20-секундных роликов в месяц обойдутся всего в шесть тысяч. (Для сравнения: в миллионном Екатеринбурге цена рекламного радиоэфира начинается с 30 рублей за секунду.)

Штат местной радиостанции может состоять из одной единицы - энтузиаста, заканчивающего рабочий день под утро. В начале типичного пути развития "деревенской" станции он полагает, что справится в одиночку - просто крутить музыку едва ли не круглосуточно ему по плечу. Однако такого стартового рывка хватает на полгода: рекламодатели начинают привередничать, что с одной музыкой - без новостей, погоды, общения - слушателю скучно. Вот и приходится "радиомагнату" вертеться, запускать проект, скажем с приглашением в прямой эфир гостей. Тогда и приходит успех: 300 СМС и сотня телефонных звонков за пару часов с вопросами, например, начальнику районной ГИБДД, а также просьбы от знакомых: "Дай эфир послушать".

Оптимальный стартовый состав такой радиостанции - три сотрудника: два ведущих эфира и директор. При расширении штата до пяти единиц директор обычно принимает рекламу, остальные выполняют роль ведущих, один из которых (он же программный директор) - на окладе, остальные - с почасовой оплатой.

- Аналоговые радиостанции никуда не денутся. Собственное радио появится не только в каждом городе, но и в каждом квартале, на каждой улице. Людям важно знать, когда отключат горячую воду и починят автотрассу, - уверен Ярослав Фомин, исполнительный директор курганской радиостанции. - Число местных рекламодателей не бесконечно, но если у крупного бренда упадут продажи в Кургане, то с большей вероятностью он пойдет к нам, а не к федеральным "сетевикам" - чтобы попасть точно в цель и сэкономить. У нас средняя цена рекламы - 20 рублей за секунду,  как в Тюмени, но там три десятка радиостанций, а у нас - десяток. Там конкуренция выше, а аудитория меньше.

В качестве еще одного аргумента в свою пользу он называет рост качества вещания: за 20 лет развития независимого радио квалификация сотрудников значительно выросла. Юрий Лаптев, гендиректор качканарского медиахолдинга, именно качество программ считает определяющим условием перспективного развития, в частности интернет-вещания.

- Табуретка она и в Африке табуретка. Потому наша задача - обеспечить своей "табуретке" мировой уровень, - шутит он. - В будущее я смотрю с надеждой и оптимизмом. Если Интернет не склонит голову перед государствами, то и мы из нашего медвежьего угла сможем вещать по всему миру. Ведь Интернет по определению отменяет локальность. К примеру, в США на мелкую радиостанцию заштатного городишки, вещающую в Интернете, запросто приходит рекламодатель, скажем из Японии, потому что его интересуют местные контент и аудитория.

Большинство уральских радиостанций предлагают уже по нескольку потоков вещания в Интернете, пробуют организовать параллельное телевещание и запускают ряд других сервисов. Так что светлое будущее - очереди из заморских рекламодателей - не за горами.

Экономика Общество СМИ и соцсети Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО