Более десяти российских компаний выразили желание присоединиться к эксперименту Федеральной налоговой службы по виртуальному общению с ведомством.
Схему так называемого горизонтального мониторинга с начала года обкатывают пять крупных отечественных компаний. Ее смысл состоит в том, что бизнесмены полностью открывают свою бухгалтерию для инспекторов ФНС, а те могут в режиме онлайн отслеживать сделки и операции компании. При этом фискальный орган сразу отмечает моменты, которые могут в будущем вызвать у них претензии.
Таким образом, бухгалтеры компании в любое время имеют доступ к консультациям налоговиков, а не только во время отчетного периода, когда менять что-то в документах очень сложно. Когда уже на стадии подготовки сделки известна позиция, это дает возможность более эффективно развивать бизнес, рассказали "РГ" в "РусГидро", которая принимает участие в пилотном проекте.
"В случаях, когда имеются спорные вопросы по налогообложению сделок, компании могут предоставить информацию о совершенных или предполагаемых трансакциях для получения разъяснения по данному вопросу, и в дальнейшем скорректировать свою налоговую политику", - объяснила "РГ" пресс-секретарь компании Елена Вишнякова.
Подписанное соглашение о горизонтальном мониторинге действует до июля 2014 года. Несмотря на то, что работы у бухгалтеров компаний меньше пока не стало, такой формат позволяет автоматизировать процесс передачи информации в налоговые органы. И в конечном итоге это приведет к экономии рабочего времени.
"Налоговый орган осуществляет анализ финансово-хозяйственных операций компании в режиме реального времени. Такой механизм выгоден налогоплательщикам, так как позволяет во многих случаях снизить налоговые риски за счет повышения предсказуемости налогового регулирования, уменьшить неопределенность, возникающую в процессе толкования и применения налогового законодательства", - отмечает Вишнякова.
Переход на горизонтальный мониторинг крайне интересен для российского бизнеса, уверил "РГ" член генсовета "Деловой России" Владимир Гамза. В принципе, такой подход уже давно существует в банковской отрасли - регулятор следит за кредитными организациями в текущем режиме.
"Центробанк видит коммерческие банки насквозь", - отмечает он. Прочие коммерсанты тоже охотно бы перешли на онлайн-отчетность, но при одном условии - гарантии соблюдения их коммерческой тайны, полагает он.
"Сейчас ни одна государственная организация, получающая от бизнеса данные, не несет ответственности за соблюдение коммерческой тайны", - отмечает он.
Наличие персональной ответственности чиновников (вплоть до уголовной) за сохранность сведений бизнесменов могла бы способствовать быстрому росту популярности такой формы работы с налоговой.
Впрочем, по итогам эксперимента изменения в законодательстве все-таки должны появиться. Правда, речь идет, скорее, о Налоговом кодексе.