Глава Минобрнауки назвал два пути развития ЕГЭ

В ближайшие пару лет Единый госэкзамен разделят на два уровня, задания станут индивидуальными, число наблюдателей увеличится, при этом они будут следить и за написанием, и за проверкой работ. Все это пообещал министр образования и науки России Дмитрий Ливанов членам Общественной палаты России на заседании, посвященном улучшению Единого.

Собравшиеся эксперты всецело поддержали идею Ливанова, так что отбиваться от привычной критики ему не пришлось.

Что ждет нынешних учеников 9-х классов, когда они окончат школу?

Во-первых, каждый выпускник получит персональное уникальное  задание. Вместо нынешних четырех комплектов вариантов для разных временных зон России, число комбинаций вопросов в билете станет бесчисленное множество. Так что выискивать в интернете и просить прислать своих дальневосточных друзей готовые ключи будет бесполезно.

Чтобы это стало возможным, авторам заданий для ЕГЭ придется придумать множество новых вопросов и задачек. Причем с каждой из них можно будет заранее ознакомиться.

- Нам нужно двигаться к максимально открытому банку заданий, - предложил министр.

Общественники его опять поддержали.

- К лету 2015 года нам надо создать открытый федеральный банк заданий первой и второй части ЕГЭ и вывесить его в интернете, - уточнил цели и задачи председатель комиссии по развитию  образования Общественной палаты, ректор Высшей школы экономики  Ярослав Кузьминов.

Составителям заданий для ЕГЭ предстоит увеличить не только количество вопросов для госэкзамена, но и их качество. Решено уходить от тестовых заданий. По крайней мере, их доля в итоговой оценке работы должна снизиться.

- У нас два варианта: либо уходим от заданий с выбором ответа, либо оставляем тесты, но тогда должна возникнуть двухуровневая система, - сказал Дмитрий Ливанов.

Те, кто сдает экзамен только для получения аттестата, смогут выбрать себе общеобразовательный вариант. Там по-прежнему будут три части: A, B и C. Максимально возможный результат за такую работу - 70 баллов.

Абитуриентам ведущих вузов страны придется играть на повышенных ставках. В их заданиях не будет тестовых вопросов. Выполнить такую работу сложнее, но максимальная оценка за нее  - полновесные 100 баллов.

- Чтобы не было нарушений при проведении ЕГЭ, детей надо правильно воспитывать с малолетства, - предложила способ для решения всех проблем председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина.

Поскольку нынешних старшеклассников перевоспитывать уже поздно, то для борьбы с нарушениями на госэкзамене в аудитории надо пригласить побольше общественных наблюдателей. Тогда они смогут проконтролировать всех сдающих, считает первый зампред комиссии по развитию образования Общественной палаты Любовь Духанина. Причем их имена, как и всех организаторов ЕГЭ, должны быть известны широкой публике. Это заставит всех работать честно, полагает Любовь Духанина.

Еще одна свежая идея - допустить наблюдателей до проверки работ участников ЕГЭ. Напомню, в этом году было выявлено несколько тысяч случаев, когда ответы на вопросы части С за выпускников писывали "добренькие" эксперты, вместо того чтобы поставить 0 баллов за невыполненное задание.

Вспомнили и про еще один резерв повышения честности Единого. Если результаты экзамена не будут влиять на оценку работы школ, управлений образования и губернаторов, то учителя и чиновники не будут заинтересованы в завышении оценок  учеников. Как следствие - перестанут помогать ребятам жульничать.

Планы составлены, меры намечены. Теперь предложения Министерства образования и науки и Общественной палаты отправятся в Совет Федерации и будут доложены президенту. Чтобы совместными усилиями всех ветвей власти навести порядок на Едином государственном экзамене.