Собравшиеся эксперты всецело поддержали идею Ливанова, так что отбиваться от привычной критики ему не пришлось.
Что ждет нынешних учеников 9-х классов, когда они окончат школу?
Во-первых, каждый выпускник получит персональное уникальное задание. Вместо нынешних четырех комплектов вариантов для разных временных зон России, число комбинаций вопросов в билете станет бесчисленное множество. Так что выискивать в интернете и просить прислать своих дальневосточных друзей готовые ключи будет бесполезно.
Чтобы это стало возможным, авторам заданий для ЕГЭ придется придумать множество новых вопросов и задачек. Причем с каждой из них можно будет заранее ознакомиться.
- Нам нужно двигаться к максимально открытому банку заданий, - предложил министр.
Общественники его опять поддержали.
- К лету 2015 года нам надо создать открытый федеральный банк заданий первой и второй части ЕГЭ и вывесить его в интернете, - уточнил цели и задачи председатель комиссии по развитию образования Общественной палаты, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
Составителям заданий для ЕГЭ предстоит увеличить не только количество вопросов для госэкзамена, но и их качество. Решено уходить от тестовых заданий. По крайней мере, их доля в итоговой оценке работы должна снизиться.
- У нас два варианта: либо уходим от заданий с выбором ответа, либо оставляем тесты, но тогда должна возникнуть двухуровневая система, - сказал Дмитрий Ливанов.
Те, кто сдает экзамен только для получения аттестата, смогут выбрать себе общеобразовательный вариант. Там по-прежнему будут три части: A, B и C. Максимально возможный результат за такую работу - 70 баллов.
Абитуриентам ведущих вузов страны придется играть на повышенных ставках. В их заданиях не будет тестовых вопросов. Выполнить такую работу сложнее, но максимальная оценка за нее - полновесные 100 баллов.
- Чтобы не было нарушений при проведении ЕГЭ, детей надо правильно воспитывать с малолетства, - предложила способ для решения всех проблем председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина.
Поскольку нынешних старшеклассников перевоспитывать уже поздно, то для борьбы с нарушениями на госэкзамене в аудитории надо пригласить побольше общественных наблюдателей. Тогда они смогут проконтролировать всех сдающих, считает первый зампред комиссии по развитию образования Общественной палаты Любовь Духанина. Причем их имена, как и всех организаторов ЕГЭ, должны быть известны широкой публике. Это заставит всех работать честно, полагает Любовь Духанина.
Еще одна свежая идея - допустить наблюдателей до проверки работ участников ЕГЭ. Напомню, в этом году было выявлено несколько тысяч случаев, когда ответы на вопросы части С за выпускников писывали "добренькие" эксперты, вместо того чтобы поставить 0 баллов за невыполненное задание.
Вспомнили и про еще один резерв повышения честности Единого. Если результаты экзамена не будут влиять на оценку работы школ, управлений образования и губернаторов, то учителя и чиновники не будут заинтересованы в завышении оценок учеников. Как следствие - перестанут помогать ребятам жульничать.
Планы составлены, меры намечены. Теперь предложения Министерства образования и науки и Общественной палаты отправятся в Совет Федерации и будут доложены президенту. Чтобы совместными усилиями всех ветвей власти навести порядок на Едином государственном экзамене.