Названная в честь живописной долины, в которой располагается столица Республики Саха - Якутск, это интеллектуальное соревнование собрало в классах физико-математического форума "Ленский край" лучших юных математиков, физиков, химиков и программистов из России, дальнего и ближнего зарубежья.
По словам организаторов, нынешняя олимпиада одна из самых масштабных: участвуют 22 команды, около двухсот школьников. В жюри - преподаватели ведущих вузов страны, видные ученые. Как рассказала заместитель председателя Правительства Республики Саха (Якутия), экс-министр образования Феодосия Габышева, Международная олимпиада школьников "Туймаада" занимает особое место. Не случаен выбор предметов, по которым она проводится. "Мы убеждены, что без коренного улучшения физико-математического, естественнонаучного образования, информационной культуры невозможно дальнейшее развитие и успешное продвижение образовательной отрасли по пути реформ и ее успешная модернизация", - говорит Феодосия Васильевна.
А вот мнение бывшего призера "Туймаады" по математике - Элея Шамаева, молодого кандидата физико-математических наук, доцента кафедры алгебры и геометрии Института математики и информатики Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова: "С 60-х годов математика, физика и информатика остаются основным инструментом в подготовке кадров для экономики Республики Саха (Якутия) - управленцев, инженеров и научных работников. Именно выпускники физико-математических классов лицеев и гимназий массово оканчивают самые престижные ВУЗы страны - МГУ имени М.В.Ломоносова, СПбГУ, МФТИ, поступают в якутский СВФУ, позволяя осваивать высшее образование на высоком уровне по естественно-научным и техническим направлениям".
"В мире существует множество форм работы со школьниками: в Италии и в некоторых странах третьего мира телевидение транслирует специальные математические соревнования детей, - замечает Шамаев. - В Китае я видел иллюстрированные брошюрки с математическими сказками для детей школьного возраста и их родителей по большому числу математических идей. Дальнейшее системное развитие должно показать нам пути преодоления проблем с низкой мотивацией школьников средней школы к получению углубленного образования по математике и физике, острой нехватки учителей физики и информатики. Актуальной проблемой является и отсутствие системы подготовки школьников, нацеленных на инженерное высшее образование".