И львиная доля в нем, увы, импорт. Но уже в 2020 году российская часть вырастет с 25 до 40 процентов. Среди этих товаров должны появиться высокотехнологичные образцы, способные конкурировать с зарубежными производителями. А в будущем наша детская индустрия должна начать соперничать с иностранной уже на уровне идей и смыслов.
Такие планы содержатся в стратегии развития детских товаров. О ней вчера и рассказал журналистам Евтухов.
Сделать это вполне по силам: по словам замминистра, отрасль растет на 10 процентов в год, таких показателей нет ни у одного направления нашей промышленности. Кроме того, подчеркнул он, нельзя забывать и о внешних рынках. Сейчас доля нашего "игрушечного" экспорта очень невелика - только 4 процента. В планах минпромторга - за семь лет увеличить ее в пять раз. "Добавлю, что также, с учетом инфляции, к 2020 году рост цен на детские товары отечественного производства нужно обеспечить ниже, чем в других отраслях. И это - третья задача", - сказал Евтухов. Для этого необходимо налаживать отношения между производителем и продавцами.
Довольно большую наценку на продукцию дает промежуточное звено - дистрибьютор. По мнению Евтухова, таможенное администрирование также нуждается в улучшении - из стран Юго-Восточной Азии в Россию до сих пор идет некачественный товар, зачастую опасный для детей.
Но для того, чтобы потеснить с прилавком импортные игрушки, надо еще понять, какими должны быть отечественные товары. Детям старше четырех лет, по словам Евтухова, нравятся вещи с изображениями любимых персонажей. Сейчас продается около 70 процентов таких товаров. Значит, надо уловить, какого персонажа хотят видеть дети. "В будущем нам придется конкурировать с зарубежными производителями уже на уровне идей и смыслов", - рассуждает президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина.
Для успешного развития отрасли нужна мощная технологическая платформа производства. "Это означает создание инновационных кластеров в регионах, приоритет будет отдаваться высоким технологиям", - уточнил Евтухов. Интерес уже высказали Самарская, Московская, Кировская, Владимирская и ряд других областей. Перевод индустрии детских товаров на высокотехнологичные рельсы будет стоить недешево: на первые два года потребуется около 8 миллиардов рублей. Половину планируется выделить из бюджета, остальное вложит бизнес. К делу привлекут не только крупные компании. По данным экспертов, уже сейчас 70 процентов индустрии - это малый и средний бизнес.
Кстати
В городах-миллионниках родители тратят на ребенка примерно 14 тысяч рублей в месяц, в Москве - на 20 процентов больше, подсчитали эксперты Synovate Comcon. В эти суммы вошли траты на продукты, одежду, учебу, лечение, мебель, игрушки, развлечения и карманные расходы.