22.07.2013 23:30
    Поделиться

    Участникам рынка газомоторного топлива необходима координация планов

    К концу этого года в России должен быть разработан комплекс мер по переводу автомобильного транспорта на газомоторное топливо (ГМТ).

    Напомним, что майское постановление правительства предполагает к 2020 году перевести на газ 50% общественного и дорожно-коммунального транспорта в городах-миллионниках (в менее крупных населенных пунктах эта доля несколько ниже). Выгода использования газа в качестве моторного топлива уже доказана и экономистами, и экологами. Тем не менее к этой перспективной программе некоторые эксперты относятся скептически. Причины скепсиса вскрылись на "круглом столе" "Расширение использования ГМТ на транспорте: перспективы к 2020 году", прошедшем в Аналитическом центре при правительстве РФ. И связаны они не столько с экономикой вопроса, сколько с нашей необъяснимой способностью загубить на корню даже самую хорошую идею, если она хоть на мгновенье останется без должного контроля федеральной власти.

    "Главным стимулом перехода на ГМТ должна быть низкая цена на газ, - считает эксперт Федерации автовладельцев России Андрей Веселков, - сейчас она действительно ниже. Но десять лет назад и дизельное топливо было значительно дешевле бензина. А нынче солярка даже перегнала по стоимости АИ-95. И надежды людей, купивших автомобили с дизельным двигателем в расчете на экономию при заправке, не оправдались. Поэтому для реализации программы считаю необходимым наличие государственной гарантии на низкие цены на ГМТ". По мнению экспертов, цена 1 куб. м ГМТ должна составлять не более 50% от стоимости 1 литра солярки, тогда можно будет не уговаривать владельцев автотранспортных предприятий и частников переводить свой транспорт на газ. Поскольку одновременно с экономией на цене топлива у авто ухудшаются некоторые другие характеристики: вырастает масса, снижается полезная загрузка, практически в полтора раза уменьшается пробег после одной заправки "до полного баллона", немного падает мощность двигателя. Цена нового авто вырастает примерно на 20%; а в случае переоборудования транспортного средства с традиционного топлива на ГМТ следует чуть чаще менять масло и топливные фильтры... И только адекватная этим затратам стоимость ГМТ может помочь владельцу авто закрыть глаза на его недостатки.

    По словам главного специалиста компании "Газпром экспорт" Евгения Пронина, к 2030 году доля транспорта на газомоторном топливе составит 50% для общественного транспорта, 30% - для грузового и 20% - для сельскохозяйственной техники. Экономия расходов на топливо составит соответственно 49, 34 и 6 млрд руб. в год, что неплохо даже в масштабах страны. Но, не ставя под сомнение эти цифры, заместитель генерального директора "Союзтранса" Игорь Лазарев уверен, что этих показателей можно достичь только при наличии специального "газового" двигателя и серийно выпускаемых газовых автомобилей. Переоснащение же традиционного движка на ГМТ хоть и снизит расходы на топливо, обещанного эффекта не даст. И, конечно, необходимо гораздо большее количество газозаправочных станций: так, в Москве точек, где можно залить в баллон компримированный природный газ (КМГ), наиболее перспективный вид ГМТ для общественного транспорта, всего четыре. Стало быть, предприятие, владеющее транспортом на КМГ, обременено порожними пробегами, а водители - ожиданиями в очередях. "А для человека или автотранспортного предприятия использование ГМТ должно быть удобным", - считает аналитик института национальной энергетики Александр Фролов.

    Кроме того, уверен Игорь Лазарев, для расширения применения КПГ на грузовом транспорте необходимы развитая инфраструктура, льготы, в том числе по транспортному налогу и налогу на имущество, экономические и организационные меры стимулирования, преимущества при выполнении госзаказа, отсутствие ограничений на выполнение перевозок.

    По словам заместителя директора департамента нефти и газа минэнерго Максима Лобанова, государство готово стимулировать перевод общественного транспорта на газ. Так, по программе софинансирования закупок автобусов на ГМТ в 2012 году из бюджета выделено 3,5 млрд руб., приобретено более 600 единиц новой техники. В нынешнем году на эти цели выделяется 4,3 млрд. Кроме того, добывающие компании вкладывают средства в развитие газозаправочной инфраструктуры. Так, сообщил Евгений Пронин, "Газпром" только в этом году инвестирует в строительство автогазонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) 1 млрд руб., их будет возведено 17. Проекты еще 40 АГНКС у этой компании находятся на разных этапах реализации: от выбора участка для размещения до ТЭО. Всего до 2020 года "Газпром" пожертвует на 2500 АГНКС 241 млрд руб. Инвестиционные планы "Роснефти" в отношении газонаполнительных станций и пунктов до 2020 года оцениваются в 60 с лишним млрд руб., их планируется возвести около 1 тыс.

    Кроме того, строятся заводы СПГ в Тамбовской и Смоленской областях, которые к 2016-му будут выдавать на-гора 1 млн и 150 тыс. т сжиженного природного газа в год. Вложения в эти проекты составляют 14 и 10 млрд руб. соответственно. То есть в программе перехода на ГМТ рядом с применением КМГ и СУГ найдется место и СПГ, использование которого на транспорте в нашей стране пока не практикуется.

    Тем не менее считает Максим Лобанов, несмотря на зреющий газомоторный бум, государству необходимо скоординировать планы и действия всех участников рынка ГМТ, создав действенные стимулирующие рычаги. Причем участники "круглого стола", пришли к выводу, что среди "денежных" рычагов предпочтение лучше отдать льготному кредитованию, чем прямым субсидиям. Поскольку "субсидия - это, когда у всех взяли и одному дали". А еще крайне необходим федеральный закон об использовании ГМТ и новая нормативно-правовая база, включая техрегламент на ГМТ, ГОСТы и прочие документы, ведение каталога передовых мировых технологий в этом секторе. Ведь пока, обладая 44 трлн кубометров разведанных запасов газа, Россия занимает всего лишь 20-е место в мире по использованию ГМТ.

    Поделиться