22.07.2013 23:48
    Поделиться

    Большинство компаний в РФ не одобряет платежную дисциплину контрагентов

    Нарушение сроков оплаты по договорам является обычной практикой для российского бизнеса - 67% компаний оценивают платежную дисциплину своих контрагентов как неудовлетворительную.

    При этом для 22% бизнесменов период ожидания выплат составляет более 60 дней, еще 21% ждет погашения задолженности от 31 до 60 дней. Об этом свидетельствуют результаты опроса предпринимателей в рамках исследования "Барометр платежной дисциплины российского бизнеса", проведенного Ассоциацией факторинговых компаний (АФК).

    Фактически, вне зависимости от установленных в договорах сроков, компании вынуждены кредитовать своих покупателей и заказчиков на месяц и более - без залога и процентов. При этом наиболее уязвимыми оказываются предприятия неторгового сектора, производители. Как отмечается в исследовании, ситуация выглядит как "неформальное кредитование" производственными предприятиями торговых компаний либо конечных потребителей, если реализация промышленной продукции осуществляется по прямым договорам.

    - Основная причина возникновения просрочек - разрывы в цепочках поставок и сбыта, когда денег на погашение всех обязательств не хватает, - сказала руководитель аналитического центра МСП Банка Наталья Литянская. - Предприниматель предпочитает в первую очередь рассчитаться с тем поставщиком, от которого он в большей мере зависит. Определенные опасения вызывает то, что у значительного числа опрошенных (42%) кредиторская просрочка возникла в результате задержек в погашении их дебиторской задолженности. Такая тесная связь финансовых потоков чревата серьезными рисками. В особенности ярко это может проявиться в случае внешних шоков (появление крупного конкурента, изменение ценовой ситуации) - проблемы могут возникнуть у целых отраслей или регионов.

    Помимо кассовых разрывов, связанных с необходимостью осуществлять обязательные платежи (налоги, страховые взносы, отчисления в Пенсионный фонд, зарплата), низкая платежная дисциплина практически не оставляет предприятиям возможностей для инвестирования в основные фонды и развитие бизнеса в целом. Как отмечают в АФК, компаниям приходится выбирать между гарантированным сбытом продукции на условиях товарного кредита (отсрочки) и затовариванием складов (предоплата), а также между инвестированием в качество и объемы выпуска продукции и поддержанием уровня текущей ликвидности для расчетов с поставщиками.

    Что касается способов взыскания просроченных платежей, большая часть опрошенных бизнесменов в ходе исследования выбрала вариант "напоминаем о задолженности силами своих сотрудников". При этом системность работы с дебиторской задолженностью либо повышает издержки предприятий (дополнительная нагрузка на персонал, привлечение юристов в арбитражные споры), либо только подразумевается. Интересно, что вариант "переуступаем либо продаем задолженность", указывающий на возможный опыт сотрудничества респондентов с коллекторами либо с факторинговыми компаниями или банками, не выбрал ни один из опрошенных предпринимателей. Во всем мире факторинг используется как один из инструментов управления риском неплатежеспособности покупателей-дебиторов и риском текущей ликвидности предприятий. Однако в России пока этот инструмент остается инновационным.

    - В 2012 году факторингом воспользовались чуть более семи тысяч российских предприятий, что составляет менее одного процента зарегистрированных юридических лиц в нашей стране, - отметил гендиректор "ВТБ Факторинг", предправления АФК Антон Мусатов. - При этом оборот рынка факторинга в прошлом году превысил 1,4 трлн руб., или 2,5% ВВП страны. Исследование "Барометр платежной дисциплины" показывает, что проблема реально существует, при этом существует и ее решение - факторинг. Как видно из полученных ответов, пока эти две параллели практически не пересекаются. Поэтому крайне важным и актуальным становится донесение до максимально большого числа российских предприятий знания и понимания факторинга как инструмента управления.

    Сегодня уровень информированности бизнеса об инструментах управления дебиторской задолженностью все еще довольно низок, согласился коммерческий директор НФК Корнелиу Робу. По его словам, подавляющее большинство российских бизнесменов не рассматривают дебиторскую задолженность как "замороженный" актив, который можно заставить работать и превратить в живые средства - в том числе с помощью такого инструмента, как факторинг. "Повышение уровня информированности бизнеса о возможностях, которые открываются при использовании факторинга, - основной резерв для роста рынка, потенциал которого огромен", - считает Робу.

    Замгенерального директора по продажам и маркетингу коллекторского агентства "Секвойя Кредит Консолидейшн" Елена Терехова обратила внимание на другой инструмент в работе с задолженностью - по ее словам, бизнес все чаще начинает сотрудничать с профессиональными коллекторскими агентствами. "Естественно, до сих пор есть те, кто не доверяет коллекторам, в первую очередь, это связано с отсутствием понимания бизнес-процессов, невозможностью оценить эффективность сотрудничества с агентством по взысканию. Зачастую эти компании придерживаются мнения, что никто не сможет им помочь в борьбе с просрочкой, кроме них самих, но, к сожалению, это мнение ошибочно", - отметила эксперт. По ее словам, как показывает практика, такие компании не могут в полной мере рассчитать свои возможности, которых часто не хватает (отсутствуют профессиональные сотрудники по взысканию, технологические возможности и т.д.).

    Авторы исследования приходят к выводу, что, признавая наличие проблемы с платежной дисциплиной, компании не имеют четкого представления о методах ее решения. Более того: предприятия часто воспринимают задержки платежей как неотъемлемую и обязательную составляющую делового оборота. При этом становится очевидно, что поставщики и подрядчики, располагающие оборотными средствами, достаточными для предотвращения кассовых разрывов, обладают заведомым конкурентным преимуществом.

    Для многих компаний ключевым конкурентным преимуществом становится не качество реализуемой продукции, а доступ к финансово-кредитным ресурсам.

    Поделиться