23.07.2013 16:36
    Поделиться

    В Ленобласти увеличат финансирование развития туризма

    От чего зависит появление на рынке новых туристических продуктов
    Годовые показатели прибыли от туризма в Ленинградской области даже не приближаются к сумме, оставленной россиянами в новогоднюю неделю в Финляндии, - 200 миллионов евро. Чтобы переманить российских туристов из Финляндии к областным красотам, в ближайшие годы в регионе собираются в десятки раз увеличить бюджетное финансирование развития туризма. Но, по мнению представителей бизнеса, такие траты нецелесообразны, ведь за последние три года большая часть денег ушла на хорошую полиграфию туристических буклетов и на представление региона на различных профильных выставках. Предприниматели считают, что ставку нужно делать на другие факторы развития и что без частного капитала и энтузиазма здесь не обойтись.

    Руководитель информационно-туристского центра Ленинградской области Оксана Суворова рассказала, что за период 2010-2013 годов финансирование развития туризма в регионе составило чуть больше трех миллионов рублей. Однако в области собираются в десятки раз увеличить денежную поддержку туристической отрасли - в 2014 году планируют потратить более 40 миллионов рублей и столько же в 2015-м. По словам Суворовой, основным направлениям развития туризма сегодня является продвижение региона и его возможностей для туризма. Для этого регулярно выпускают красочные буклеты и каталоги, а сама область ежегодно принимает участие в 12-15 международных профильных выставках. Однако некоторые эксперты считают такой подход неэффективным: прежде чем продвигать регион и его турпродукты, надо понять, а готов ли он вообще к приему гостей.

    Туристы боятся выезжать в Ленобласть, ожидая не встретить тут должного уровня сервиса и безопасности

    Экскурсии в прошлое

    По данным генерального управляющего группы отелей Тамары Черных, вопрос дорог и гостиниц, подходящих по уровню комфорта петербуржцам и иностранцам, по-прежнему актуален - туристы боятся выезжать в Ленобласть, ожидая не встретить тут должного уровня сервиса и безопасности.

    Активные меры по продвижению туристических возможностей преждевременны, считает и эксперт по агротуризму и развитию села ЗАО "Агриконсалт" Дмитрий Заплатин, а все потому, что сами туристические продукты требуют доработки.

    - Например, в Старой Ладоге до сих пор очень консервативно подходят к экскурсионной программе - здесь и детям, и пенсионерам предлагают один и тот же продукт, экскурсию. В целом, путешествуя в Ленобласти по историческим местам, религиозным святыням и малым городам, туристы сталкиваются с общей проблемой - вечером жизнь здесь просто прекращается, что совершенно неприемлемо для активного городского жителя, плюс нет должной инфраструктуры.

    Инициатива не наказуема

    В целом представители бизнес-сообщества уверены, что развитие туристического бизнеса в Ленинградской области все-таки удел активных предпринимателей и крупных холдинговых компаний, готовых развивать туристические объекты без надежды на быстрый возврат финансов. Сейчас турфирмы и базы отдыха Петербурга и Ленобласти всячески стараются искать новые пути привлечения туристов: в городе появляются небольшие фирмы, специализирующиеся на "нестандартных экскурсиях", а за городом осваивают новые варианты активного отдыха. Эксперты полагают, что эта сфера - настоящий простор для инвестора, но есть и риски - окупаться подобные проекты могут долго, так как конкуренция возрастает, а турсезон в регионе очень короткий, да и с погодой может не повезти.

    Так, например, совсем недавно на рынок активного загородного туризма Ленинградской области пришли так называемые веревочные парки - система различных препятствий, дорожек и лестниц, расположенных на различной высоте между деревьями, вместе они составляют маршруты разных уровней сложности. Арсений Васильев, гендиректор строительной компании, вложившей деньги в создание такого веревочного парка в деревне Лосево в Приозерском районе Ленинградской области, рассказал, что пока для региона и для России в целом это новый вид активного отдыха, который, несмотря на кажущуюся опасность, подходит практически всем. Создавать парк в Лосево помогали иностранцы - оказалось, что у нас нет ни опыта, ни нужных материалов, и пришлось приобретать особые сертифицированные иностранные материалы; хотя российская промышленность и имеет ряд аналогов, консультантов не устроило качество этой продукции, она не прошла нужные тесты.

    Стоимость развлечения в веревочном парке составляет 300-350 рублей в час, 700 рублей на выходных. При коротком турсезоне в регионе окупить вложения в 500 тысяч евро бизнесмены надеются примерно за пять - семь лет. В затраты, в несколько раз превышающие трехгодовой бюджет области на туризм, входит и зарплата иностранным экспертам и консультантам из Латвии, и природоохранные мероприятия. В целом бизнесмены называют этот проект наиболее затратным и с самым долгим периодом окупаемости.

    Комплексный подход

    Но тем не менее туристические направления, несмотря на всю сложность реализации, все же привлекают бизнес. По словам Арсения Васильева, есть еще один продукт, пока не представленный в России, - так называемый "Активный день", идея тоже пришла с Запада. Это комплексный отдых в тематическом парке, куда человек приезжает и за определенный период времени получает весь спектр услуг, у него расписано все время. Это перспективное поле для инвесторов, и планируется скоро внедрить такой продукт.

    Тем временем

    В Петербурге обороты набирают небольшие компании, специализирующиеся на нестандартных пеших экскурсиях. И каждый проявляет свою фантазию как может: можно отправиться в тур по заброшенным зданиям, бандитским и неформальным местам, "местам загадывания желаний", легендарным дворикам и так далее. К примеру, крыши Петербурга всегда представляли собой отдельное развлечение, но полулегальное и сопряженное с риском. Как рассказал корреспонденту "РГ" представитель одного из первых агентств необычных экскурсий в Петербурге Сергей Гончаров, поскольку крыши особенно конкурентный, хоть и самый популярный и прибыльный сегмент, в компании Гончарова нашли свою нишу нестандартного туризма - экскурсии по барам. Такой "поход" стоит от 1200 рублей, но туда включены напитки и свободный вход в некоторые клубы.

    По словам Сергея Гончарова, больше всего денег при создании компании уходило именно на раскрутку и рекламу, около 5-10 тысяч рублей в неделю, в остальном же создание подобного бизнеса не требует никаких серьезных вложений.

    - Еще три года назад конкурентов по необычным экскурсиям у нас практически не было. Сейчас рынок развивается стремительно - все увидели, как распространен подобный туризм в Европе. По моему мнению, насыщенность рынка подобными турпродуктами в России наступит еще лет через пять, - подытожил эксперт.

    Поделиться