23.07.2013 14:20
    Поделиться

    Американцы подняли с затонувшего британского судна 61 тонну серебра

    Американская компания Odyssey Marine Exploration (OMEX) вновь взбудоражила мировое сообщество кладоискателей, объявив о небывалой добыче - с борта затонувшего британского торгового корабля Gairsoppa за последний месяц удалось поднять более полутора тысяч серебряных слитков общей массой свыше 61 тонны. Стоимость клада составляет около 35 миллионов долларов.

    Операция по поднятию серебра началась летом 2012 года, когда с покоящегося на морском дне судна "эвакуировали" 1 218 слитков весом около 48 тонн. Если ориентироваться на данные архивных документов, то в общей сложности американцам удалось извлечь более 99 процентов от общей массы серебра, которое перевозил британский корабль. По контракту OMEX с британским министерством транспорта, 80 процентов от общей стоимости поднятых на поверхность слитков достанутся американской компании. Оставшаяся часть отойдет в казну Соединенного Королевства.

    "Улов" ценного металла стал не только одним из крупнейших когда-либо обнаруженных в морской пучине, но и одним из наиболее труднодоступных. Исполнительный директор OMEX Грег Стэмм рассказал, что "процесс подъема был чрезвычайно сложным, поскольку слитки находились в небольшом помещении с ограниченным доступом". Дополнительно задачу осложняла значительная глубина в 4,7 км, на которой покоится Gairsoppa.

    Британское торговое судно возвращалось в феврале 1941 года из Индии с ценным грузом и, отбившись из-за шторма от конвоя, было отправлено на морское дно у берегов Ирландии торпедой с немецкой подводной лодки. Информацию о подобных инцидентах власти Великобритании старались в то время не разглашать, ведь охотников за сокровищами хватало.

    Только в 1989 году британское правительство объявило первый тендер на поднятие драгоценного металла, завершившийся безрезультатно. В 2010 году после победы во втором тендере OMEX приступила к поискам затонувшего судна и в 2011 обнаружила его в водах Северной Атлантики.

    Операция велась с многоцелевого судна Seabed Worker, откуда в морскую пучину спускались два дистанционно управляемых глубоководных батискафа и специальное тяжелое оборудование. Судно Seabed Worker уже отправилось для исследования другого затонувшего британского корабля Mantola, затонувшего в 1917 году и перевозившего на борту около 18,5 тонн серебра.

    Справка РГ

    Охота за сказочными сокровищами в трюмах затонувших фрегатов распространилась как род занятий после того, как пошли на дно набитые драгоценными сундуками корабли испанцев, перевозившие домой золото из колоний на американском континенте. Уже к середине XVI века индейцы обследовали места крушения испанских кораблей в Карибском море и извлекали из трюмов золото и серебро. Со временем к услугам индейцев-дайверов стали прибегать и сами испанцы, и британцы, державшие в крупных портах специальные спасательные судна, по первому сигналу отправлявшиеся на место крушения фрегатов с сокровищами.

    В 1687 году англичанину кладоискателю Уильяму Фипсу удалось поднять из трюмов испанского галеона на дне Карибского моря золота и серебра на сумму около 300 тысяч фунтов, что по тем временам было астрономической суммой. В придачу к богатству за свою находку Фипс получил рыцарский титул.

    Для властей Багамских островов в XVIII-XIX веке морская охота за сокровищами являлась одним из главных источников дохода и вторым по распространенности видом занятости для мужского населения.

    Крупнейший по стоимости за всю историю клад из золотых и серебряных монет, а также украшений из драгоценных камней, был обнаружен в 2007 году компанией OMEX на борту одного из кораблей в Атлантическом океане неподалеку от побережья Великобритании. Стоимость сокровищ оценивается в 500 миллионов долларов.

    Поделиться