Напомним, что 10 апреля 2010 года самолет, на борту которого находились 96 человек, в том числе президент Польши Лех Качиньский и его супруга Мария, разбился под Смоленском. В январе 2011 года базирующийся в Москве Межгосударственный авиационный комитет обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования катастрофы самолета президента Польши. Непосредственной причиной крушения было признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовки экипажа.
Однако в октябре прошлого года польское издание Rzeczpospolita опубликовало информацию о том, что на обломках и креслах разбившегося лайнера эксперты якобы обнаружили следы тротила и нитроглицерина. Эта публикация вызвала в Польше бурю эмоций. Но прокуратура в тот же день выступила с опровержением. Своих мест лишились не только автор статьи, но и главный редактор издания. Связаны ли нынешние исследования с этими событиями? Януш Войчик сообщил "РГ", что не связаны. "Мы очень уважаем СМИ и журналистов, но не оглядываемся на их публикации в ходе проведения расследования. Мы действуем в рамках методологии, определенной уголовным процессом. Эта публикация последовала после прошлогоднего выезда экспертов в Смоленск, когда они взяли 258 образцов материалов с места трагедии, в частности обшивки самолета и его составляющих. Но она не нашла подтверждения - мы провели физико-химические исследования, никаких взрывчатых материалов на этих образцах следователи не обнаружили". По словам полковника Войчика, минувшей осенью продолжить исследования помешали погодные условия. Эксперты пришли к выводу, что они не могут взять образцы с пассажирских кресел. И вот теперь они отправились туда на две недели, чтобы продолжить работу. По словам Войчика, все следственные действия на месте катастрофы выполняют российские эксперты из следственного комитета РФ в присутствии польских коллег. За время, прошедшее с момента катастрофы, следователи из Польши были в Смоленске 11 раз. Они исследовали территорию, на которой произошла катастрофа, обломки самолета, вместе с археологами искали вещи жертв, которые могли остаться в земле, присутствовали на допросе свидетелей катастрофы и проводили другие следственные действия с помощью российских коллег. Пока, по данным официального представителя военной прокуратуры Польши, следствие продлено до 10 октября. Но польское законодательство не ограничивает сроки проведения расследования, так что оно может быть продлено еще много раз.