К концу года бензин марки АИ-95 подорожает до 33 рублей за литр

Бензин на российских заправках продолжает дорожать. Литр АИ-95 в среднем по стране сейчас стоит 31,24 рубля, за последнюю неделю он подорожал на 15 копеек. И это не предел - к концу года автолюбители будут покупать "девяносто пятый" бензин за 33 рубля, рассчитали эксперты "РГ".

Даже при таком раскладе, правда, наш бензин будет одним из самых дешевых в Европе, подсчитали эксперты. Дешевле, как следует из рейтинга РИА Новости, топливо только в Казахстане и в Белоруссии. Средняя стоимость АИ-95 по 32 европейским странам 60 рублей за литр. Самый дорогой бензин в нефтедобывающей Норвегии - 78,5 рубля за литр. Но и на среднюю зарплату норвежец может позволить себе почти 2,2 тысячи литров бензина, а россиянин - 753.

В странах ОПЕК, тоже лидирующих на нефтяном рынке, цены на бензин в разы ниже, чем на отечественных заправках, утверждает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. В Катаре цена топлива - 0,26 доллара за литр, среднестатистический житель может купить на зарплату 6,5 тысячи литров. В Венесуэле заправка 50-литрового бака обходится жителям всего в один доллар.

Причина подорожания бензина в России очевидна. "Это увеличение акцизов на моторное топливо, которое в этом году проходило два раза - 1 января и 1 июля. По идее, все цены на бензин в течение года должны подняться на 13 процентов. Например, цена на бензин марки АИ-95 к январю 2014 года должна достичь 33 рублей за литр", - рассказал ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. Но это средняя стоимость от региона к региону будет варьироваться. А цены будут расти плавно, несмотря на то, что индексация тарифов происходит одномоментно. "Структура работы рынка такова, что весь процесс производства и реализации бензина проходит в несколько этапов, размазываясь по срокам. Сейчас мы покупаем на АЗС бензин, сделанный два месяца назад", - объясняет эксперт "РГ".

В России на среднюю зарплату можно купить 753 литра бензина, в Норвегии - 2,2 тысячи, в Катаре - 6,5 тысячи

Есть мнение, будто цены подстегивают и поставки импортного топлива. Например, оптовые цены на белорусский бензин выше российских, и наши компании могут подстраиваться под коллег, переписывая ценники в сторону увеличения. Этот фактор маловероятен, сомневается Танкаев: "У нас довольно сильная конкуренция на топливном рынке, и такие предложения вряд ли могут проходить". Да и бензин нам поставляет не только Белоруссия. Из-за большой территории зачастую выгоднее договариваться со странами-соседями, чем переплачивать за транспортировку из нефтедобывающих регионов России.

Увеличение акцизов - правильная мера, хотя это и подстегивает рост цен на бензин, считает Пикин: деньги нужны для пополнения бюджета, в том числе - на социальные нужды, развитие инфраструктуры. Именно из-за акцизов топливо в Европе дороже, чем у нас. Но европейцы находятся в более выигрышном положении, потому что и зарплаты там выше. А если оценивать не только уровень доходов, но и то, сколько километров можно проехать на этом бензине, преимущество будет еще больше - в Старом Свете машины экономичнее, говорит Пикин. Надо как можно больше переносить налоговое бремя на акцизы, уверен он: это стимулировало бы потребителей к замене старых машин на более экологичные, стало толчком для производства и продаж электромобилей. А также сделало более реальным выполнение программы по переводу транспорта на газ. Параллельно надо продолжать программу утилизации "автохлама", а все меры увязывать друг с другом, говорит эксперт.