Валерий Кичин: В музыкальном радиоэфире происходит революция

Почему страна великой музыки обречена слушать "блатную попсу"?

Не все заметили, но вот и в музыкальном радиоэфире происходит революция.

Хотя в самом распространенном диапазоне FM царит коммерция: все гонят попсу, одну станцию от другой не отличишь, - но радио активно осваивает Интернет. И здесь возникают станции на все вкусы: от неизбежных попсовых до дефицитных классических. Единственное в России радио музыкальной классики "Орфей" теперь, кроме FM-вещания, имеет несколько интернет-каналов, дающих в Сеть специализированные программы - симфонической, камерной музыки, вокала. Обзаводятся интернет-радио города, печатные СМИ, даже театры - как, например, Новосибирский театр музыкальной комедии, передающий весьма изысканные музыкальные коллекции "легкой музыки".

Но это все - в зародыше. Основная масса слушателей классикой обделена - большинству территорий России "Орфей" недоступен. А главное, его значение для населения страны и ее имиджа уже плохо представляют себе и власть имущие.

"Люди, от которых многое зависит в судьбе нашего музыкального эфира, как я замечаю, вообще не знают, что такое радио "Орфей", - им классическая музыка, мягко говоря, неинтересна", - с этого горького признания началась наша беседа с Ириной Герасимовой, гендиректором Государственного музыкального центра, в который входит "Орфей".

"Смена вех" в культуре у нас началась не вчера, но теперь она приобретает ускорение лавины. Происходит решительная "перетруска" во всех областях, от музейного и театрального дела до приоритетов в музыкальной жизни. Вот уже прекратил существование "слишком дорогой" фестиваль симфонических оркестров, благодаря которому Россия могла слушать звездных исполнителей и дирижеров мира. Зато получают государственные гранты фестивали музыки, уже не вполне заслуживающей такого названия. Возможно, те самые гранты, которые были сэкономлены на фестивале симфонических оркестров: если в одном бассейне воды прибывает, в другом, естественно, убывает. Убывает, конечно, в бассейне истинной культуры.

Ирина Герасимова всерьез тревожится, например, за музыкальные коллективы, входящие необходимой частью в Музыкальный центр и, стало быть, в радио "Орфей". Для Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям "Орфей" - просто СМИ, которому не положено иметь оркестры. Для Министерства культуры СМИ - по другому ведомству. Оба ведомства существование этих оркестров явно раздражает. И никто не понимает принципиальной разницы между радио, которое гонит новости, светскую хронику и попсу, и радио, которое снабжает население Прекрасным - с большой буквы.

Между тем свои оркестры имеют все крупные радио мира - и Би-би-си, и Радио Франс, и Дойче велле. Зачем? Ведь это действительно как бы не функция СМИ.

- Вот в будущем году мир отметит столетие начала Первой мировой войны, - объясняет Ирина Герасимова. - Мы хотим показать музыку этой эпохи - например, Реквием Кастальского, почти не известное теперь сочинение. Наш оркестр с хором подготовят эту программу. И не нужно платить огромные суммы за права - права в этом случае принадлежат нам. Программы к юбилею Аренского были интересны не только слушателям, но и зарубежным радиостанциям, знающим русскую музыку по Чайковскому, Рахманинову, Стравинскому. А с нашей помощью они открыли для себя Лядова, Кюи, Даргомыжского, малоизвестные им произведения Мусоргского. Недавно мы провели фестиваль к юбилею Тихона Хренникова - все подготовлено нашими музыкальными коллективами. Это наше "производство" стоит несопоставимо дешевле "топовых" государственных каналов, но почему-то именно оно всегда под дамокловым мечом. Хотя лиши нас этих ресурсов и заставь пользоваться чужими источниками, радио классики просто умрет - это неподъемно дорого.

- Есть проекты, которые целиком завязаны на наши музыкальные коллективы, - добавляет программный директор "Орфея" Игорь Овруцкий. - Вот ежегодный конкурс молодых композиторов. Жюри определяет финалистов, их произведения исполняет наш оркестр, и это единственная возможность для современных композиторов услышать свои сочинения на публике и в эфире. А победитель конкурса в записи, осуществленной нашим оркестром, потом представлен на "Трибуне современной музыке" в Европе. Наше участие в этой традиции, существующей под эгидой ЮНЕСКО, сейчас тоже под угрозой.

Связь времен в нашей культуре непоправимо прервана: после крушения СССР прекратились фондовые записи музыкального наследия. Для потомков почти четверть века русской культуры останутся белым пятном: словно не писались симфонии, не ставились оперы, не блистали выдающиеся музыканты. Музыкальная Россия вынуждена искать пути к публике за границей, и утечка талантов принимает катастрофические масштабы.

Может, в классике больше нет потребности? Но после перехода "Орфея" в московский FM-диапазон его аудитория увеличилась в 3,5 раза - людям словно распахнули форточку в мир большой музыки.

"А знаете, какие слушатели к нам пришли? - улыбается Ирина Герасимова. - Молодежь, которая вообще никогда не слушала классику! А пришла, потому что набрела на радио, не похожее на другие станции".

Это тоже правда: эфир однообразен, как ни в какой другой стране. При этом единственное "культурное радио" России доступно немногим: Москва, Смоленск, Екатеринбург, Пермь... Даже в Петербурге его лишь недавно перевели с трескучих средних волн в диапазон УКВ, почти недоступный для современных приемников. Сибирь о его существовании не подозревает. Зато вот Казань сама предложила ретранслировать передачи "Орфея" - и скоро в городе Шаляпинского фестиваля зазвучит еще больше классики.

- Это только несведущие полагают, что для начала вещания достаточно просто повернуть рубильник, - говорит Герасимова. - Надо, чтобы была свободная частота и ее выставили на конкурс. Но во многих городах свободных частот не осталось! А недавно нам пришлось прекратить вещание в небольших городах Пермского края - и вот письмо из Чусового: "У меня только и было радости, что пчелы и "Орфей". Пчелы не прилетают, "Орфей" больше не вещает!" Душераздирающе, да? Люди нас слушают, а начальство - нет. Оно отдает приоритет всепроникающему "Шансону", даже обещало премии радиостанциям, которые будут поддерживать его фестиваль.

А ведь все это идет в ущерб музыкальной культуре нашей страны. Такие приоритеты дают обществу ложные ориентиры: вот, мол, настоящая музыка.

Кстати

Из рекламы радио "Шансон":

"Теперь у любителей "острого" жанра есть возможность слушать самый забористый и перченый шансон. Здесь и легендарная лагерная лирика, и так называемые блатные хиты, и просто хорошие честные песни о жизни и любви, где все вещи, однако, называются своими именами".

Включаем: "Ты звала меня - я понял и наган свой приготовил только для тебя". Достойная замена устаревшему романсу "Я помню чудное мгновение". Высокая лирика, еще один сдвиг по фазе.

Опрос "РГ"