25.07.2013 11:30
    Поделиться

    Президент Владимиро-Суздальского музея стала лауреатом премии "Хранители наследия"

    Как уберегли от уничтожения уникальные исторические памятники
    Президент Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова стала лауреатом Всероссийской премии "Хранители наследия" в номинации "Подвиг".

    Недавно вышла в свет вторая книга Алисы Аксеновой - "Суздаль. XXI век. Победы и тревоги". Кульминацией первой, рассказывающей о судьбе древнего города и музея в XX веке, стало известное постановление партии и правительства 1967 года, определившее судьбу Суздаля как города-музея. Вторая охватывает первое десятилетие нового столетия. Специалисты уже гадают о жанре новой работы: краеведческая книга, историческая повесть, путеводитель или искусствоведческий анализ. Ответ на этот вопрос дал литературный редактор Валерий Скорбилин.

    - Это книга о том, как надо спасать красоту изо дня в день, не покладая рук, книга человека с государственным мышлением, - считает он.

    Тропинка из гравия

    - Первое десятилетие нового века было очень тяжелым, - не скрывает Алиса Ивановна. - Ведь 90-е годы были страшными: ничего не финансировалось, даже на коммунальные услуги пришлось зарабатывать и платить самим. Из-за неграмотно устроенных плотин на реке Каменке поплыли фундаменты всех памятников. Так что работа в последние годы шла огромная.

    Очередной реставрационный марафон музея начался со спасения Рождественского собора Суздальского Кремля, состояние которого столичные специалисты оценили как остроаварийное.

    Первый ориентир для подъезжающих к Суздалю - звезды на его голубом куполе. Их с древних времен - 374. Чтобы купола засияли небесной лазурью, а звезды засверкали золотом, пришлось воспользоваться помощью альпинистов.

    Большая победа музея в XXI веке - завершение создания "музейного града" в Спасо-Евфимиевом монастыре. Сначала пришлось восстанавливать стены обители на берегу Каменки.

    Масштаб сделанного нельзя представить без цифр, которые приводит автор: "Для усиления фундаментов и укрепления стен и башен Спасо-Евфимиева монастыря пробурили 260 скважин, использовали для нагнетания 1400 тонн раствора, которым можно нагрузить 240 шеститонных самосвалов". А стены и башни не просто побелили, как это делалось раньше: произвели старым дедовским способом обмазку смесью известкового раствора с кирпичной крошкой вручную, "под варежку" - 30052 квадратных метра!

    Мысль о необходимости продолжить летопись о Суздале, рассказывает Алиса Аксенова, пришла неожиданно в 2008 году, когда на одном из совещаний по очистке Каменки солидный гость из Ярославля сказал: "У вас там, у Спасо-Евфимиева монастыря, есть тропинка, присыпочка из гравия".

    Для укрепления стен Спасо-Евфимиева монастыря пробурили 260 скважин

    "Да эта "присыпочка" - надежное, дорогостоящее берегукрепительное и противооползневое сооружение длиной 190 метров. Под ней, "присыпочкой", в вязкую прибрежную землю, на глубину 2-3 метра, ушло 40 вагонов (20 тысяч кубометров) гранитного камня, доставленного из Архангельской области. Так была остановлена надвигавшаяся страшная беда - сползание берега..."

    Князю Пожарскому

    Следующая страница побед нового века - восстановление храма-часовни, поставленного над местом захоронения Дмитрия Михайловича Пожарского в 1885 году на народные пожертвования и снесенного "благодарными потомками" в 1933 году. Мысль об этом возникла с учреждением в стране нового государственного праздника - Дня народного единства, символами которого стали Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Первые "разведки" в архивы с весны 2007 года показали, что сохранились авторские обмерные чертежи и фотографии уничтоженного памятника.

    Долго стучалась гендиректор в "высокие" двери. Но, как часто это бывало в ее судьбе и судьбе музея, помог случай. Стену чиновничьего равнодушия помог пробить тогдашний полномочный представитель президента в ЦФО Георгий Полтавченко, связав с организацией-инвестором, среди уставных целей которой значится сохранение и возрождение православных ценностей. На проведение работ по воссозданию часовни эта общественная организация выделила более 56 миллионов. Часть средств - более 400 тысяч - были добровольные пожертвования, собранные музеем.

    Ну, а завершением грандиозной работы по реставрации ансамбля Спасо-Евфимиева монастыря стала его подсветка, выполненная в декабре 2009 года. "Представьте: морозное, черное небо с яркими звездами и полумесяцем, и в благородном сиянии, залитые мягким светом величавые стены, башни, силуэты памятников, мавзолей Пожарского. И ликующий, торжественный колокольный звон..." - пишет Алиса Аксенова.

    Мэры против истории

    В книге наряду со снимками памятников представлены фотографии стареньких домиков с объявлениями "продается". Кто их купит и что построит взамен? Уродливых построек, диссонирующих с исторической средой города, воздвигнуто в этом веке немало.

    Примеров, когда "отцы города" действуют не только вопреки здравому смыслу, но и вопреки закону, в книге предостаточно. Один передал в частную собственность участок у стен Спасо-Евфимиева монастыря, на котором новоиспеченный хозяин построил кафе с мансардой выше монастырских стен, также продал землю на берегу Каменки, загубив туристский маршрут, предусмотренный Генпланом. Другой, пообещавший вывести Суздаль на мировой уровень, тоже прославился продажей "по дешевке" земли, попытками открыть казино и уничтожением старой булыжной дороги. Перед уходом он сдал коммерческой фирме в аренду до 2052 года Центр детского и юношеского туризма, что в келейном корпусе Ризоположенского монастыря, и земельный участок, на котором он стоит. Теперь это гостиница, а он - ее директор, успешный бизнесмен. Третий повторил все те "ошибки", за которые критиковал своего предшественника: сдал в аренду Кремлевский луг, пытался начать застройку Михайловского. Кончилось все тем, что он был отправлен депутатами в отставку с формулировкой: "бездействие, неисполнение своих прямых обязанностей".

    Словом, галерея суздальских градоначальников, нарисованная Алисой Аксеновой в главе "Суздальские мэры: сидение у власти", показала, что в нынешнем веке с главами Суздалю не повезло, и подвела к давней мысли: глава исторического города должен держать экзамен на знание истории, ландшафтной культуры, экологии, градостроительной политики.

    Луга под защитой

    Красота музейного ансамбля - не только памятники, но и окружающая их природа, в которую они были гармонично "вписаны" предками. В Суздале это 11 уникальных лугов. Можно быть уверенным: если бы не бойцовский характер и огромный авторитет Аксеновой, сегодня на знаменитом Ильинском лугу "красовалась" бы очередная Рублевка с разношерстными постройками. Он подвергся нашествию первым. Случайно узнав, что на нем уже выделены 90 наделов для сотрудников одного института, она забила во все колокола. И луг отстояла. В итоге теперь луга Суздаля находятся под государственной защитой. 30 мая 2007 года вступил в силу закон Владимирской области, по которому в список памятников истории и культуры были включены 11 ландшафтных объектов.

    Поделиться