25.07.2013 14:43
    Поделиться

    Прокурор Башкирии Андрей Назаров рассказал " РГ" о своих планах

    В апреле этого года должность прокурора Республики Башкортостан занял Андрей Назаров. О своих планах он рассказал в эксклюзивном интервью "РГ".

    Андрей Иванович, стало ли назначение в Башкортостан для Вас неожиданностью?

    Андрей Назаров: Работая в должности прокурора района, города, субъекта страны надо быть всегда готовым к переменам в жизни, переездам и работе на той территории, которую определит руководство. И я был готов, но не ожидал, что это будет Башкортостан. Рад, что мне предложили здесь работать, ведь фактически это моя родина: сам я родился и работал в Магнитогорске. Первые впечатления о республике связаны с пионерским лагерем "Горное ущелье" Абзелиловского района, где почти 40 лет назад я отдыхал еще в дошкольном возрасте. Когда работал заместителем прокурора Магнитогорска, каждое мое утро начиналось с изучения оперативных сводок преступлений, совершенных в Магнитогорске и особо тяжких - в Абзелиловском районе, граничащем с нашей территорией. А если говорить о новых впечатлениях, то они только положительные. Уфа - зеленый и очень ухоженный город. Это мнение разделяют многие челябинцы, с которыми я общался.

    Какие сложности были у Вас во время работы в прокуратуре Дагестана?

    Андрей Назаров: Должность прокурора сама по себе предполагает сложности. За время моей работы в Дагестане (это, без малого, четыре года) три сотрудника погибли от рук боевиков, четыре были тяжело ранены, у одного из них был убит годовалый сын. В Дагестане криминогенный фон создают экстремистские бандформирования - это серьезнейшая проблема. А все остальное - это те же повседневные сложности и проблемы, что и в других регионах страны.

    В каком направлении Вы будете строить работу ведомства в Башкортостане? Планируются ли кадровые перестановки?

    Андрей Назаров: Планы традиционные: изучить обстановку, все аналитические сведения, проблемы региона. Исходя из этого, сделать выводы о том, какие направления нуждаются в повышении эффективности. Я уже побывал в 20 районах республики, в двух городах - Октябрьском и Салавате - провел приемы граждан, где пообщался с 60 людьми. Треть жалоб касалась сферы ЖКХ, треть - вопросов дознания и следствия, а часть граждан жаловались на неисполнение судебных решений и по другим вопросам.

    Кадровые назначения, продиктованные жизнью и традиционная текучка, были, есть и будут. В нашем коллективе более 600 оперативных работников. За два месяца моей работы 13 человек уволились, из них четверо намерены работать судьями, девять ушли в народное хозяйство. Некоторые признались, что причина их ухода - большая нагрузка.

    Но проблем с кадрами нет: существует резерв юристов, желающих работать в прокуратуре. В целом, у нас молодой состав сотрудников, средний возраст составляет 30-35 лет.

    Сложно ли сегодня стать сотрудником прокуратуры? Подвергаются ли кандидаты проверке на детекторе лжи? И как ведется антикоррупционная работа в ведомстве?

    Андрей Назаров: У претендента на работу в прокуратуру должно быть российское гражданство, высшее юридическое образование и незапятнанная репутация. Проверке на детекторе лжи наши будущие работники не подвергаются. Но проходят психологическое тестирование, в ходе которого оцениваются интеллект, коммуникабельность, особенности характера и мотивация трудоустройства претендента. В обязательном порядке принимаем на работу тех, кто обучался по целевому направлению в вузах нашего ведомства.

    Если говорить о чистоте рядов, то это постоянная и системная работа с кадровым составом. У нас есть специальный помощник прокурора республики, занимающийся этими вопросами, при необходимости привлекаются оперативные службы. По каждому факту совершения проступка, порочащего честь мундира, проводятся служебные проверки, и в случае подтверждения принимается соответствующее решение.

    Как Вы планируете строить работу по борьбе с коррупцией и должностными преступлениями? Прокомментируйте, пожалуйста, уголовные дела в отношении Аскара Абдразакова, Раиля Сарбаева и Зинната Аллаярова, а также дело о предоставлении чиновнику Иглинского района жилья, предназначенного сироте.

    Андрей Назаров: Вся наша работа строго регламентирована, мы руководствуемся приказами Генерального прокурора РФ. А нарушения и преступления коррупционной направленности традиционно представляют сложность на всех этапах, начиная с момента их выявления, расследования и заканчивая рассмотрением в судах.

    Дело по обвинению бывшего министра культуры республики Аскара Абдразакова о растрате бюджетных средств направлено в суд. Наша позиция остается неизменнной: мы считаем, что в действиях бывшего чиновника имеется состав преступления, и будем настаивать на обвинительном приговоре. По делу экс-премьера Раиля Сарбаева, также обвиняемого в растрате, внесено апелляционное представление на оправдательный приговор.

    Уголовное дело в отношении бывшего министра образования республики Зинната Аллаярова, обвиняемого в превышении должностных полномочий, было приостановлено в связи с его болезнью. Сейчас судебные слушания возобновлены. В деле появилось заключение эксперта, который считает, что объемы работы не были завышены, следовательно, не было и хищения. Будет дана оценка этому заключению. Забегать вперед не стоит.

    В Иглинском районе по материалам прокурорской проверки возбуждено и расследуется уголовное дело в отношении председателя комитета по управлению муниципальной собственностью местной администрации. Предназначавшуюся сироте квартиру чиновница предоставила управделами муниципалитета, который ранее занимал должность начальника отдела опеки и попечительства. И это несмотря на то, что на учете нуждающихся в жилье в районе состоят 24 сироты. По требованию прокуратуры суд выселил чиновника из этой квартиры и обязал администрацию предоставить жилье тому, кому оно первоначально предназначалась, - ребенку-сироте.

    Как Вы считаете, каким должно быть наказание для экономического преступника, чтобы это стало на самом деле уроком? Способствует ли этому замена наказания штрафными санкциями?

    Андрей Назаров: По аналитическим данным Генеральной прокуратуры РФ, за два года применения системы штрафов для экономических преступников в России из 19 миллиардов рублей по исполнительным листам взыскано лишь 19 миллионов рублей, то есть одна тысячная часть. По республике картина примерно такая же.

    Андрей Иванович, как Вы оцениваете криминогенную ситуацию в Башкортостане на фоне других субъектов страны?

    Андрей Назаров: По количеству совершенных в республике убийств, регион проигрывает даже Дагестану с его взрывами и покушениями. Там в прошлом году совершено 214 убийства. А в Башкортостане - 379, и еще 259 человек погибли от рук преступников не на месте происшествия, а спустя какое-то время. Такие преступления квалифицируются по части 4 статьи 111 УК РФ, по сути, это тоже убийство. Итого 638 погибших от рук насильников. Коэффициент криминализации населения (общее число преступлений на 10 тысячу населения) в регионе несколько выше среднероссийского показателя. В Башкортостане - 161, по России - 158, а в ПФО - 153.

    Между тем, в республике, как и по всей стране, наблюдается тенденция к ежегодному снижению уровня преступности. За последние шесть лет - почти на 30 процентов. Это обусловлено и социальными причинами, и стабилизацией экономической ситуации.

    Одно из последних нашумевших уголовных дел в отношении майора полиции, убившего свою супругу и ее знакомого на почве ревности, - в общем-то, бытовое преступление. Но совершил его сотрудник правоохранительных органов. Сейчас ведется служебная проверка, результаты которой мы будем изучать. Это дело на особом контроле у прокуратуры. Нас интересует, почему отклонения в его поведении не были выявлены во время службы и аттестации.

    Продолжая сравнивать два региона - Башкортостан и Дагестан, интересно узнать, проблемы с ЖКХ одинаково волнуют население обоих субъектов?

    Андрей Назаров: Эта проблема есть везде и у всех. Износ коммунальных сетей по всей России составляет около 70 процентов. Картина везде примерно одинакова. В прошлом году в органы прокуратуры по вопросам исполнения законодательства в сфере ЖКХ поступило почти две тысячи обращений, это примерно два процента от общего числа, а за первые полгода 2013 года - около тысячи. Более 20 процентов из них удовлетворены.

    Много жалоб было на Госжилинспекцию по срокам реагирования и эффективности работы. Я считаю, что эти вопросы связаны с недостаточностью штата этого контролирующего органа. Это не значит, что если увеличится количество работников, проблемы тут же решатся, однако степень воздействия на управляющие и обслуживающие компании значительно возрастет.

    А как обстоит дело с экстремизмом в республике?

    Андрей Назаров: К счастью, в Башкортостане экстремизм имеет больше информационный, нежели бандитский характер. Некоторые граждане не знают, что опубликованное ими в социальных сетях личное мнение может быть расценено как призыв к экстремистским действиям или разжигании розни.

    К примеру, Советским районным судом Уфы осуждена учительница из Уфы, разместившая в социальных сетях высказывания, направленные на возбуждение ненависти, унижение достоинства группы лиц по национальному признаку. Ее дело рассмотрено в особом порядке. Она полностью признала свою вину и раскаялась. Ее приговорили к штрафу в 15 тысяч рублей.

    Что касается умышленных действий, то в этом году в республике восемь информационных материалов, размещенных в сети, были признаны экстремистскими. Столько же возбуждено уголовных дел за разжигание розни и два - за призыв к террористической деятельности.

    А почему лично Вы выбрали профессию прокурора? Продолжают ли семейную традицию Ваши сыновья?

    Андрей Назаров: Я выбирал профессию следователя и не знал, что буду работать прокурором. В старших классах уже решил, что поступлю на юридический факультет. Пошел практически по стопам деда и мамы, которые работали в уголовном розыске. Мой старший сын продолжит традицию, на днях он получил диплом.

    Справка "РГ"

    Андрей Назаров родился в 1969 году в Магнитогорске. Первый опыт работы получил после восьмого класса - подрабатывал грузчиком. А в 17 лет устроился на работу автослесарем. После армии окончил Уральскую государственную юридическую академию в Екатеринбурге. В 1994 году начинал с должности следователя прокуратуры Правобережного района Магнитогорска. Через несколько лет стал заместителем прокурора города. Работал прокурором Озерска, Челябинска, Дагестана.

    Награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, нагрудным знаком "За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации", знаком отличия "За верность закону" II степени.

    Поделиться