25.07.2013 08:42
    Поделиться

    Через 10 лет из Енисея может исчезнуть "царь-рыба" осетр

    Репортер "Российской газеты" вернулся из рейда
    Прогнозы экспертов неутешительны: рыбное изобилие великой сибирской реки - кажущееся, лет через 10-15 место осетра и  стерляди может оказаться "вакантным".

    Живи, "пацан"

    Ранним утром с сотрудниками линейного пункта полиции и их начальником Валерием Диденко отправляемся на поиски браконьеров, давно уже едва ли не гласно признанных "хозяевами реки". Рейд как рейд, но детали подготовки держатся, как всегда, в секрете. Речной  "телеграф" безотказен: предупредят нарушители друг друга, сбросят сети - ничего им тогда уже не предъявишь.

    За бортом - грязные разводы, пластиковые бутылки, пакеты, масляная пленка. Весь этот мусор течение несет в океан. Вроде и паводок давно позади, но река никак не очистится. А ведь когда-то енисейскую воду можно было пить в любом месте. И рыбу ловили повсюду. С оглядкой не столько на инспекторов, сколько на здравый смысл. И имеющие право на семейный промысел кеты, эвенки, долганы, нганасаны, и просто коренные местные жители   испокон веку брали от природы не больше, чем требуется на прокорм. Заботясь о собственном завтрашнем дне, всегда отпускали на волю и "недоросля", попавшегося случайно.

    Однажды верстах в двадцати ниже Игарки стал свидетелем того, как бережно бригадир промысловиков, собиравших "урожай" для рыбозавода, спасал запутавшегося в огромных ячейках осетренка, как нежно даровал ему свободу, приговаривая:

    - Живи, "пацан"…

    Много ли таких сознательных нынче?

    - Почти не встретишь, - вынужден признать майор Диденко, отвечающий со своей малочисленной командой за участок, простирающийся от Ярцевского переката до Казачинского порога на 250 с лишним километров. - Более 40 человек за последние недели оштрафовали - ни у кого за будущее окружающей среды душа особенно не болит. Сети используют, в основном, китайского производства - из них, порой, и пескарь не уйдет. Но самый варварский способ, конечно, - спрятанные в рыбных ямах самоловы. Осетра, стерлядь гигантский крючок цепляет в прямом смысле намертво. А в этой рыбе - погибшей под водой, так называемой снулой - развивается яд, чрезвычайно опасный для человека. За трагическими примерами далеко ходить не надо - у врачей районной больницы такой опыт накоплен!..

    Изобилие "лещевого" рынка

    Движемся медленно, прислушиваясь. Наконец, на другом берегу замечаем уткнувшуюся в песок казанку. Метров двести до нее остается - срывается вдруг с места и наутек. Мы, разумеется, - в погоню. Еще немного, и полицейские начнут палить в воздух. Осознав неминуемое, хозяин сдается - глушит мотор.

    На этот раз улов в спутанной китайской сетке, принадлежащей, как выяснилось, безработному из Енисейска, на скандал не тянет: с десяток крупных - килограмма по два каждый - лещей.

    - Легально такую рыбу и любители, и профессионалы могут ловить в любом количестве, - поясняет майор. - За сеть же придется выписать штраф на две тысячи рублей. Кроме того, мы обязаны сразу на месте сжечь и ее, и добычу. Таков порядок.

    Пока костер на глазах рыбака поедает несостоявшуюся уху вместе с запретной снастью, узнаю, что и сам лещ для здешних мест - та еще проблема. Родина его - Красноярское  водохранилище. Там этой рыбы расплодилось немерено, но знатоки ловят исключительно тех лещей, которые обитают на глубине не выше четырех метров. "Поверхностные" же, в массе своей зараженные  всякой тварью, путешествуют на север. Завоевывая все новые территории, вытесняют с традиционных нерестилищ осетровых,  присваивают их кормовую базу.

    Ученые не скрывают тревоги: "лещевое" изобилие на рынках Енисейска, Лесосибирска и окрестных поселков - дурной знак. Стихийная акклиматизация леща - еще один удар по ценным породам.

    Призыв без ответа

    Страстный рыбак Виктор Петрович Астафьев не раз с болью иронизировал: продолжим гробить природу, не откажемся от электроудочек, самоловов, мелкоячеистых сетей, не говоря о взрывчатке, - ценную рыбу увидим только в Игарском музее вечной мерзлоты.

    Станут ли когда-нибудь его слова пророческими?

    - Зависит от нас, - уверен замруководителя Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Владимир Скопцов. - Пока уповать на призыв бережно относиться к природным ресурсам, увы, не приходится. Только в этом году в совместных с полицией рейдах составлено 2943 протокола на общую сумму около пяти миллионов рублей. Более 2,5 миллиона с нарушителей удалось взыскать, еще на 650 тысяч - оштрафовать. Изьято 3800 незаконных орудий лова, 275 моторов, 700 лодок, 11,7 тонны рыбы. Четыре человека на Таймыре, двое в Хакасии, двое на Ангаре за преступный промысел уже осуждены по ст.256 УК РФ, 38 уголовных дел ждут завершения. Очередная операция "Нерест" - и новые задержанные.  В Мотыгинском районе улов потянул на 11 тысяч рублей, в Туруханском - почти на 170 тысяч.

    …Сегодня, через пятнадцать лет после ввода запрета на добычу енисейского осетра, купить в северных селениях "царь-рыбу", недорогую стерлядку или икру - еще не проблема. Оборотистые дельцы, как не раз писала "РГ", обеспечивая браконьеров техникой, горючим, все еще доставляют сотни тонн "левой" добычи и в крупные города. Однако осетровых "поленниц", возвышавшихся когда-то в каждом местном леднике, точно  нарубленные впрок дрова, уже не встретишь. Тает и стерлядь. По мнению специалистов, к 2025-му в местных реках эта рыба может исчезнуть.

    Компетентно

    Виктор Питруков, начальник отдела рыбоводства и рыбохозяйственной мелиорации ФГБУ "Енисейрыбвод":

    - Ни запретительные меры, ни активное искусственное воспроизводство - сами по себе, "вырванные" из целостного контекста - рыбные ресурсы не сохранят и, тем более, не преумножат. Ну, какого эффекта можно ждать от уже третьего по счету моратория на вылов осетровых в Енисее, если рыбинспекторов, отвечающих за гигантскую акваторию, по-прежнему не хватает, а оснащенность тех, с кем они борются, растет день ото дня? Арсенал современного браконьера - словно с престижной выставки: самые совершенные орудия лова, последние модификации навигационных систем…
    Только в Енисейском районе ежегодно выпускаем в реку 800 тысяч мальков осетра и 400 тысяч - стерляди. А нужно хотя бы пять миллионов. Поголовье осетровых восстанавливается очень медленно. Лишь десятая часть молоди сможет, достигнув 19-20-лет, отправится на первый нерест, 90 процентов до этого возраста просто не доживет. Без комплексного решения этой проблемы, включающего создание крупного рыбозавода, укрепление рыбоохраны и, безусловно,  серьезное экологическое воспитание жителей прибрежных поселков, порушенное человеком природное равновесие не выправить.

    Поделиться