"РГ" связалась с вице-консулом РФ в Испании Дмитрием Глотовым. По словам дипломата, на момент подписания номера сведений о российских гражданах, находившихся в поезде, не поступало. Как рассказал Глотов, испанские власти создали кризисный центр, куда поступает вся информация о пострадавших. Представители центра сообщили российским дипломатам, что "сейчас составляются списки погибших и пострадавших пассажиров. Российских граждан пока среди них нет". Как объяснил "РГ" дипломат, российские туристы не часто посещают Ферроль, и есть надежда, "что наших сограждан среди погибших не будет". По предварительной версии, причиной катастрофы стало нарушение скоростного режима
По предварительной версии, причиной катастрофы стало нарушение скоростного режима. Как заявил представитель правительства Галисии Самуэль Хуарес, поезд в момент аварии двигался со скоростью 190 километров в час, хотя на этом участке максимально разрешенная скорость - 80 километров в час. Состав не удержался на рельсах при прохождении крутого поворота. Но местные жители утверждают, что в момент аварии слышали взрыв. Тем не менее представитель министерства внутренних дел Испании сообщил, что в данный момент версия теракта в качестве основной причины катастрофы не рассматривается. А взрыв мог стать следствием самой аварии и удара вагонов друг о друга.
Официальный представитель железнодорожной компании Renfe пояснил, что поезда Alvia предназначены для использования как на скоростных, так и на обычных участках железной дороги. Крушение состава произошло на последнем участке скоростного отрезка дороги. В этой связи в местных СМИ выдвигают версии о человеческом факторе. Машинист просто не успел сбавить скорость перед крутым поворотом. В железнодорожной компании разъяснили, что Alvia относится к новым поездам, практически полностью оснащенным электроникой. За скоростным режимом состава следит в том числе автоматика. Более того, данный состав был оснащен системой управления движением поездов, которая автоматически останавливает состав при превышении установленной на данном участке скорости. Так что в данном случае, возможно, идет речь о неисправности одной из систем локомотива, что привело к трагическим последствиям.
Жители соседнего населенного пункта указывают на любопытный факт. Оказывается, в том месте, где сошел с рельсов состав, 12 лет назад местная девушка попала под поезд. Дело в том, что ранее именно здесь проходила тропинка, по которой местные жители срезали путь из Сантьяго в Оренсе. Позже металлическую дверь, открывающую короткую дорогу, закрыли. Однако в день трагедии с поездом на путях видели четырех девочек, которые переходили дорогу с велосипедами. А это значит, что проход к железнодорожным путям был вновь кем-то открыт.
Как нам сообщили в министерстве транспорта Испании, в ближайшее время будут получены результаты расшифровки записей локомотивного скоростемера (аналога бортового самописца), и тогда следователи смогут точно назвать причины трагедии.
Железнодорожная катастрофа в Сантьяго-де-Компостела стала первой на скоростных линиях поездов в Испании. По числу жертв она уступает лишь крушению поезда, произошедшему в 1942 году в Галисии, в которой погибли несколько сотен человек.
Владимир Тарабрин, генеральный директор группы компаний, специализирующихся на производстве систем обеспечения безопасности железнодорожного движения:
В среднем уровень контроля над состоянием железных дорог в США и странах Западной Европы ниже, чем в России. Причиной тому - разные подходы к этой проблеме. Если у нас во главу угла ставится безопасность, поскольку железнодорожный транспорт во многих случаях является безальтернативным с точки зрения перевозок грузов и пассажиров, то в западных странах определяющим критерием становится минимизация расходов. Так, в системе классификации аварий на железных дорогах и в обзорах Европейского железнодорожного агентства определяющим критерием являются финансовые потери. Если потенциальные финансовые потери от определенного типа аварии превышают затраты на выявление соответствующих дефектов железнодорожного полотна, то проще допустить аварию или застраховать возможный ущерб.
В западных странах проверка состояния полотна мобильными диагностическими вагонами в среднем осуществляется с периодичностью 1 раз в 3-6 месяцев. Для сравнения в России этот показатель составляет 3-4 раза в месяц, а на скоростных и наиболее загруженных участках еще чаще. В отечественном диагностическом путевом хозяйстве трудится около 10-12 тысяч человек, оснащенных 350-400 специализированными вагонами, в Европе и США эти показатели ниже в 5-10 раз.
В 2012 году на российских железных дорогах было зафиксировано около 30 случаев излома рельс, в Германии это около 500-600 случаев в год, а по всей территории стран ЕС этот показатель находится в районе 4-5 тысяч случаев. Число жертв в результате аварий среди пассажиров европейских поездов ежегодно составляет несколько десятков человек, а всего людей, гибнущих в результате катастроф на железнодорожном транспорте - более тысячи.
Загруженность европейских железных дорог в среднем составляет 12-16 млн тонн брутто на километр, что вдвое ниже российского показателя. Кроме того, климатические условия эксплуатации в Европе благоприятней, поэтому требования к выносливости железнодорожного полотна и уровень контроля за его состоянием в Евросоюзе не такой высокий, как в России.
Что касается катастрофы в Испании, которая, как сообщают на данный момент, произошла из-за существенного превышения скорости машинистом, то в России абсолютно все подвижные составы оборудованы автоматизированными системами безопасности, которые сами снизят скорость поезда даже в том случае, если машинист по какой-либо причине нарушит установленные для участка дороги ограничения. На большинстве высокоскоростных европейских дорог действуют аналогичные системы. Вероятно, испанский поезд не был оборудован такой системой, либо она дала сбой или была отключена. Это предстоит выяснить специалистам.
Подготовил Игорь Дунаевский
Наиболее крупные катастрофы на железных дорогах Евросоюза:
12 июля 2013 года - Во Франции несколько вагонов пассажирского состава из-за неисправности железнодорожной стрелки на скорости свыше 130 км/ч сошли с рельсов и врезались в платформу на станции Бретини-сюр-Орж в 50 км от Парижа. Шесть человек погибли.
3 марта 2012 года - В Польше междугородний экспресс, следовавший из Варшавы, выехал на чужой путь и в районе населенного пункта Щекоцины врезался в состав из Пшемысля. В результате столкновения погибли 16 пассажиров.
29 января 2011 года - В Германии грузовой поезд в условиях низкой видимости проехал на запрещающий сигнал светофора на участке дороги, не оборудованном автоматизированной системой безопасности, и столкнулся с пассажирским составом на участке дороги неподалеку от Магдебурга. Машинист пассажирского поезда и девять пассажиров погибли.
23 июня 2010 года - В Испании экспресс компании Renfe врезался в толпу перебегавших пути людей неподалеку от Барселоны. Число жертв составило 12 человек.
21 августа 2006 года - В Испании 7 человек погибли после схода с рельсов междугороднего экспресса неподалеку от населенного пункта Вильяда.
6 ноября 2004 года - В Великобритании 7 пешеходов погибли при столкновении поезда с автомобилем в графстве Беркшир.
3 июня 2003 года - В Испании в муниципалитете Чинчилья столкнулись товарный и пассажирский поезда, в результате чего погибло 19 человек.
СПРАВКА "РГ"
Высокоскоростные поезда Alvia курсируют по магистралям испанской сети скоростных дорог AVE. Они могут развивать скорость до 220 км в час. Движением поездов управляет испанская государственная железнодорожная компания. Разбившийся поезд был серии 730 с электродизельным гибридным приводом. Он был запущен в июне 2012 года. Общее количество мест - 262.
Поезда Alvia имеют регулируемые кресла. Имеют два класса удобств: стандартный и первый. Те, кто едет первым классом, получают бесплатную парковку на вокзале, напитки и еду. Кресла в стандартном классе расположены парами, с обеих сторон от прохода. В первом классе пара кресел располагается с одной стороны от прохода и одиночные кресла - с другой стороны, что дает пассажирам больше свободного пространства. Стоимость билетов туда и обратно на наиболее популярные маршруты начинается от 108 евро.
Подготовил Максим Новиков