Скандалом продолжился громкий политический процесс, проходящий в Киргизии. Подсудимыми на нем проходят трое представителей парламентской оппозиции - депутаты от фракции "Ата-Журт", подозреваемые в попытке госпереворота. Районная инстанция, напомним, признала их виновными, городская - оправдала. Точку в деле должен поставить Верховный суд, территория вокруг которого сегодня стала ареной нешуточных страстей, нагнетаемых группой поддержки парламентариев. Последняя нередко проводит акции протеста и, увы, не всегда в рамках закона.
Несколько сторонниц оппозиционных депутатов напали на журналиста, прибывшего к зданию суда для освещения процесса. Протестующие набросились на него с кулаками и порвали на нем футболку. Сотрудникам милиции удалось задержать одну из бузотерок. Ее признали виновной по статье "Хулиганство", приговорили к трем суткам ареста и штрафу в 300 сомов (6 долларов).
Работники местных СМИ выразили возмущение фактом нападения на коллегу при исполнении служебных обязанностей. Ряд журналистов уже за-явил, что проведет пикет против произвола толпы. Чтобы обозначить свою позицию, некоторые решили прийти на акцию в разорванных футболках. Однако, как полагают эксперты, в целом повлиять на тенденцию журналисты не в состоянии. Толпа чувствует свою безнаказанность.
На другом судебном процессе, на котором рассматривают события апреля 2010 года, когда у Дома правительства в Бишкеке погибло несколько десятков противников правления Курманбека Бакиева, группа граждан учинила беспорядки непосредственно в зале заседаний. Сначала они пытались забить камнями и палками одного из обвиняемых - офицера отряда специального назначения Госкомитета нацбезопасности КР Сергея Цигельникова. Потом гнев толпы перекинулся на конвоиров, стремившихся защитить спецназовца.
Цигельников и десять конвоиров получили серьезные увечья. Некоторых пришлось гос-питализировать - с ушибами и черепно-мозговыми травмами. Представители общественного объединения "Мекен шейиттери" (в него входят граждане, пострадавшие во время апрельских событий, и их близкие), чьи участники "отметились" в инциденте в зале суда, заявили о провокации со стороны Цигельникова. Тот, якобы, показал в сторону потерпевших неприличный жест. Однако адвокат спецназовца и записи видеокамер в зале суда опровергают эту версию. К слову, члены "Мекен шейиттери" и ранее неоднократно срывали судебные заседания и устраивали провокации против подсудимых.
На сегодняшний день ни один из участников инцидента правоохранительными органами не задержан. МВД официально за-явило, что решение о возбуждении уголовного дела примут на основании заявлений потерпевших. Но военные пока в милицию не обращались.
Происшествия в залах суда, впрочем, только верхушка событий, происходящих в республике в последние годы. Практически каждый месяц в разных областях страны происходят массовые акции протеста, которые завершаются захватом или блокированием толпой стратегических объектов или зданий госучреждений. Однако к ответственности за это привлекают в исключительных случаях. Эксперты говорят о кризисе доверия к государственным институтам. Руководство страны утверждает: Киргизия переживает наследство прежних политических режимов.
- Киргизстан надолго задержался в переходном периоде, - говорит президент КР Алмазбек Атамбаев. - Мы потеряли много времени на противостояния и внутренние распри. Наша же цель - построить сильное, свободное и процветающее государство, но начать мы должны с себя.
По словам Алмазбека Атамбаева, гражданам необходимо учиться жить в рамках закона и не брать пример с тех, "кто перекрывает дороги или отключает рубильники". Но есть и иная точка зрения.
- Происходящее в Киргизии имеет одно название - анархия, - считает генерал-майор, экс-секретарь Совета безопасности КР Мирослав Ниязов. - Силовики деморализованы и, полагаю, не способны в должной мере обеспечивать внешнюю и внутреннюю безопасность страны, а также противопоставить что-либо диктующей условия толпе. На мой взгляд, стране необходима реформа системы госуправления и - непосредственно - органов внутренних дел и нацбезопасности. Кроме того, нормальная работа силовых структур требует серьезных финансовых вливаний - за нынешнюю скудную зарплату милиционеры больше не хотят защищать правопорядок.
Евгения Михайлова, психолог:
Только очень сильные эмоции могут перекрыть инстинкт самосохранения. Они возникают по нескольким причинам: искусственно измененное сознание под действием алкоголя или наркотиков, в состоянии аффекта или экстремальной ситуации. Произошедшие в залах суда конфликты к вышеперечисленному не относятся. Одним из мотивов подобного поведения людей является уверенность в собственной безнаказанности. Когда человек чувствует вседозволенность, гнев и страх (две из пяти базовых эмоций) находят выход в агрессивных действиях, на которые в повседневной жизни стоит социальный запрет.