В Росавиации прогнозируют спокойную ситуацию. Несмотря на рост объемов перевозок - этим летом он составил 15 процентов - авиакомпании и аэропорты готовы к пиковым нагрузкам, заявили "РГ" в ведомстве.
"Ситуация, действительно, нормализовалась - авиакомпании справились с 25-процентным весенним дефицитом, - сообщил "РГ" Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт". - Авиаперевозчики ввезли более 60 широкофюзеляжных самолетов, треть из которых сегодня выполняет именно чартерные рейсы". Кроме того, авиакомпания Red Wings, из-за запрета полетов которой и появились проблемы перед отпускным сезоном, возобновила свою работу. "Все это дает возможность удовлетворить спрос на перевозки туристической индaустрии", - успокоил Олег Пантелеев. В канун майских праздников, напомним, эксперты в области авиации говорили о нехватке 25 самолетов, что составляет примерно 15 процентов от общего числа бортов, задействованных под чартерные программы. Этот дефицит и привел тогда к массовым задержкам вылетов из всех московских аэропортов. "Если не произойдет каких-то форс-мажоров, то мест в самолетах в августе хватит на всех", - уверен Пантелеев.
Стоит отметить, что задержка рейса не такое уж редкое явление. В основном это происходит по метеорологическим условиям и в случае технической неисправности самолета. Причины могут быть разные, тем не менее, согласно Федеральным авиационным правилам, перевозчик обязан предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет, а также место для хранения багажа. Если рейс задержали более чем на два часа, пассажир может рассчитывать на прохладительные напитки и два телефонных звонка (в том числе за границу). Если задержали на четыре часа и более - пассажира должны обеспечить горячим питанием, на шесть-восемь часов - местом в гостинице. Все эти услуги оказываются бесплатно в независимости от того, частная или государственная авиакомпания осуществляет перевозку, чартерным или регулярным рейсом пользуется пассажир. Если авиакомпания не предоставила вовремя номер в гостинице или питание, пассажир вправе организовать все сам, а потом потребовать компенсировать расходы, в том числе в судебном порядке. Но надо взять справку в администрации аэропорта, подтверждающую факт задержки рейса.
"Вообще этим летом очень мало туристов обратились к нам с жалобами по поводу задержек чартерных рейсов, - рассказал "РГ" Роман Бобылев, председатель Клуба защиты прав туристов, эксперт Общественной палаты. - Не думаю, что в конце летнего сезона ситуация изменится. Долгая задержка или отмена рейса возможна только в случае технической неисправности самолета или банкротства туристического агентства. Если два-три года назад рейсы задерживали примерно 30 процентов авиакомпаний, осуществляющих чартерные рейсы, то сегодня это не так, - отметил он. - Росавиция контролирует такие случаи и при необходимости штрафует нарушителей". Что ж, ждать осталось недолго, чтобы проверить все эти прогнозы. И пусть они все-таки сбудутся.
Между тем
Туркомпании Казахстана готовятся к переходу на услуги местных перевозчиков, поскольку иностранные чартеры будут запрещены с 1 октября 2013 года, сообщает Ассоциация туроператоров России. Напомним, что из-за банкротства одной из турецких авиакомпаний в июне туристы не смогли своевременно вернуться в Казахстан. Их возвращение было организовано за счет государства. В России такой проблемы давно нет, - объяснил "РГ" Олег Пантелеев. - Наших туристов на курорты возят исключительно российские чартеры. На регулярных рейсах самолеты могут принадлежать авиакомпаниям разных стран".