Православные христиане отмечают память равноапостольного князя Владимира

28 июля православные верующие чтут память святого равноапостольного князя Владимира - крестителя земли Русской, святого, прозванного в народе "Владимир Красно Солнышко", святого, очень необычного, неслучайно его называют "русским Савлом", святого, начавшего свою жизнь лютым язычником, а потом, после осознанного отвержения тьмы ложных богов, каменных истуканов, жертвенных идолов, после добровольного отрицания всей своей страшной прошлой жизни и принятия света Христова, ставшего святым не по названию, а по сути поступков, святого, определившего духовный выбор русского народа, святого, заложившего краеугольный камень русской веры, русской нации, русской государственности, русской культуры, святого, по промыслу Божьему, и все же своим личным поступком, своим личным выбором, определившим будущее всей цивилизации, будущее еще неопределенное до конца, будущее, которое отчасти творим и мы, его потомки, святого равноапостольного князя Владимира.

Святой равноапостольный князь Владимир. Фото: Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска

Самое великое чудо на этом свете - преображение сердца человеческого. Был подданный Римской империи, будущий раввин Савл, искренний и ярый гонитель христиан, но Господь призвал: "Савл, Савл, что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна!" (т.е. буквально, против рогатины), и, прозрев, Савл стал Павлом - апостолом Павлом. Столпом веры. Как это происходит?  Человеку сие неведомо. Тайна велика сия есть. Господь Сам усматривает "сосуд избранный Себе", только Господь сердцеведец, только Ему открыты самые потаенные уголки нашего сердца, самые дальние глубины нашей души, только Его благодати доступно преобразить сердце человека, только Его касание преображает душу, и сторонним зрителям, неважно, где бы они не находились - рядом ли с новым Савлом, или отделенными от него тысячелетиями, остается только благовейно умолкнуть перед величием чуда Божьего, тайны Божьей - преображение сердца человеческого.

Князь Владимир, крестивший Великую Русь, не был первым христианином Руси. По преданию, первыми крестились киевские князья Аскольд и Дир (867 г.). Прошло почти столетие, когда христианство приняла российская княгиня Ольга, получившая в Крещении имя Елена (957 г.). Княгиня Ольга, принявшая христианство из глубокого, искреннего сердечного убеждения, не только сама, до самой своей кончины была истовой христианкой, ставила по Руси Кресты, "аки луна в нощи, сияла посреди язычников для их духовного просвещения", но и старалась обратить в веру и своего единственного сына - Святослава. "Часто, -  повествует летописец, -  говорила Ольга сыну своему: я, сын мой, познала Бога и радуюсь; когда познаешь Его и ты, так же возрадуешься. Но Святослав, не внимая сему, говорил: как мне одному принять новый закон, когда дружина моя станет надо мною смеяться? Ольга отвечала ему: если ты примешь крещение, то и все последуют твоему примеру. Но он не слушался своей матери и оставался в идолопоклонстве; он даже гневался на свою мать... Несмотря на то, Ольга не переставала любить сына своего и повторяла: да будет воля Божия! Если Бог восхощет помиловать род мой в Русской земле, то Он вложит ему в сердце обратиться к истине, как и мне явил Он милость свою. И, говоря таким образом, молилась она день и ночь за сына своего и за свой народ". Сын Святослав так и не крестился. Но вот пример всем верующим матерям, молящим Господа за своих неверующих сыновей: пути Господни неисповедимы, великим крестителем всей Руси стал Ольгин младший внук - Владимир. Не прошли даром молитвы равноапостольной княгини, не прошло даром то, что маленький Владимир (имя языческое, означает "владеющий всем миром"), прожил у бабушки почти до пятнадцати лет.

Хотя крещению этому предшествовал долгий путь. Князь Владимир был почти до тридцати лет в полном смысле слова сыном своего отца, прозванным "диким вепрем". Никогда не отказывавшем себе ни в одном земном удовольствии, доходивший до предела разврата, необузданной кровожадности, грабежа, мести. Что произошло с ним в те дни и ночи, в те часы, когда он решился принять Крещение? Можно, конечно, рассматривать обращение Владимира в формально-историческом контексте. С 960 г начинают принимать Крещение один за другим непосредственные соседи Руси: в 960 г. - польский князь Мешко І, в 974 - датский король Гарольд Блотанд, в 976 - норвежский конунг (с 995 г. король) Олаф Трюгвассон, в 985 - венгерский герцог Гёза. Или как решение политического и стратегического характера: поход на Корсунь (сейчас Херсон, Крым в то время входил в состав Греческой империи), взятие города, требование к  греческим императорам Василию и Константину, чтобы они выдали за него свою сестру Анну. Императоры отвечали, что они не могут выдать своей сестры за язычника. Тогда Владимир объявляет о своем желании принять христианскую веру и просит прислать к нему царевну Анну, а также и священника для крещения его - еще один мотив: женщина. В "Повести временных лет" летописец Нестор рассказывает историю, как князь Владимир знакомится с каждой из религий, оценивает их  и делает свой выбор - выбор ума. Наверное, каждая из версий, отражает только какой-то аспект, внешне заметный, и потому легче объясняемый, аспект чуда и тайны, произошедшей с князем Владимиром. Но ни одна из них не может объяснить главного: отчего произошло преображение сердца человеческого. Отчего после крещения умерла старая душа гуляки, распутника, но и отчаянного война, хитрого стратега, искушенного политика, да мало ли еще кого, не нам считать грехи святого, и родился в Таинстве Крещения новый человек - Василий. Ставший святым не потому, что ему это приписывается, ставшего святым по всей сути своей новой жизни. Своего нового устройства души. Умерло старое, и начало жить новое в душе, по слову Христа: "Потерявший душу свою ради Меня сбережет ее". Это и есть преображение - души, сердца. Тайна, чудо.

"Кто-то может пуститься в исследование Промысла Божия,  - рассуждал почти через тысячелетие другой святой - святитель Николай (Велемирович), - и в недоумении вопрошать: отчего Бог избрал крестителем и переродителем русского народа именно такого человека, который первой половиной своей жизни превзошел во зле, кажется, всех своих языческих предков и современников?  Как будто Тот, который гонителя Савла обратил в Апостола веры Христовой, не знал, что делает, выбирая такого язычника, каким был Владимир, для важнейшей миссии в великом народе! Тяжело, правда, распознать все нити в тончайшей ткани Божия Промышления, но эта нить довольно ясна. Нужно было именно исправившегося грешника выставить пред всеми коленами русскими. Нужно было на пороге новой России поставить просветившегося язычника, чтобы он стоял подобно медному змию и примером своим наставлял, подбадривал и лечил оступившихся и павших русских во все грядущие времена. Самая лучшая рекомендация для любого лекарства - это исцеленный больной. Нужно было исцеленного князя Киевского показать тем, кто болен, чтобы они с радостью приняли лекарство, давшее ему здоровье. Из всех чудес, что творит в мире вера Христова, самое полезное чудо - обращение грешника в праведника. И вот с этим на себе самом совершенным чудом стоит Владимир в воротах христианской Руси и словно кричит в уши каждому русскому: "Я был ночь и превратился в день! Кем был ты? И во что ты превратился?"

Святой равноапостольный князь Владимир, моли Бога о нас!