Юрий Богомолов: На ТВ все также неутомимы таблоидные шоумены

Хотя летний репертуар ТВ по идее должен бы отличаться от того телеменю, что предлагается нам, зрителям, в прочие времена года, но отличается он одним - меньше в эфире собственно политизированных шоу. А так все по-прежнему, по-видимому и по-пустому. Все так же господствует криминально-развлекательный формат. И все также неутомимы таблоидные шоумены, копающиеся в обстоятельствах частной жизни публичного человека.

***

Делают они это под разными благовидными предлогами. В одном случае - чтобы знали, в другом - чтобы помнили, в третьем - чтобы звездам не завидовали, в четвертом - чтобы завидовали и т.д.

...Татьяна Самойлова, народная артистка СССР и РФ, позвонила на телевидение и сказала , что у нее в кармане осталось сто рублей. Откликнулся Борис Корчевников, ведущий программы "Прямой эфир", и пригласил ее в свое сердобольное ток-шоу.

Пригласил, как стало сразу понятно, не с тем, чтобы помочь женщине материально, а чтобы поведать миру и человечеству о драме одиночества знаменитости, окруженной когда-то славой и поклонением.

Шоу разворачивалось под шапкой: "Незабвенная: актриса Татьяна Самойлова остается одна".

"Незабвенная" - будто об умершей, будто списано с могильной плиты. Наверное, инициаторы программы хотели сказать: "незабываемая". Но то ли им показался этот эпитет недостаточно пафосным, то ли вырвалось подсознательное: они воспринимали ее как покойную.

"Покойница" живо вошла в студию и сообщила, что у нее все хорошо: она себя прекрасно чувствует, и что она не одинока - что ее сын Митя, хотя и живет с семьей за океаном, но она с ним часто перезванивается и видится по скайпу. К тому же он раз в год или полтора прилетает в Москву, а рядом с ней ее родной и любимый брат Алеша. И, кроме того, ей помогает Актерская гильдия и есть еще при ней социальный работник...

Мне показалось, что актриса в летах говорит не по роли, ей предписанной, и я успел подумать: что вот героиня "обломала кайф" телеведущему и как он теперь будет вылезать из этой ситуации.

Напрасно я разволновался. Ведущий как ни в чем не бывало продолжал тупо гнуть свой сценарий, толкуя после каждой рекламной паузы: Татьяна Евгеньевна - одинока, несчастна, поклонниками забыта.

Гостья была подлинной в своей драматической роли, а ведущий вызывающе фальшив, весь такой поддельный... Рассыпаясь в комплиментах пожилой актрисе, не преминул напомнить ей, что она "убила двойню от Василия Ланового посредством подпольного аборта".

Увы, Борис Корчевников, сравнительно недавно заступивший на вахту ведущего помоечных ток-шоу, повторяет рисунок роли своего более опытного коллеги, Андрея Малахова, который часом или двумя позже разжился рейтингом на былой популярности кинозвезд, правда, уже покойных.

Более прочего незабвенными для Малахова оказались ссоры популярных артистов со своими детьми, разводами звездных пар, драмы их бездетности, проблемы многодетности... И опять циничное лицемерие. Сказал же Александр Абдулов незадолго перед смертью таким как Малахов: "Я не хочу одного: чтобы люди лезли в мою личную жизнь".

Он это сказал и лично Малахову в 2006 году. Малахов цитирует его слова в новой программе и лезет, лезет в личную жизнь того же Абдулова. И все это с такой иезуитской доброжелательностью... Не устаю изумляться своим знакомым из мира культуры, что участвуют в подобных сеансах лицемерия.

Одного такого доброго знакомого я увидал на программе у Корчевникова.

Но он ни слова не проронил в эфире. Звоню ему: "Что вы такое сказали, что вас вырезали". - "Ничего не вырезали. Мне просто не дали раскрыть рта". - "А зачем вы вообще пришли? Вы что не знали, что это за шоу?" - "Да нет, знал. Но я хожу на них, надеясь поднять качественный их уровень".

Перед лицом такого идеализма я пасую.

***

В этом году инициаторы и организаторы "Новой волны" тоже решили поднять качество традиционного попсового удовольствия в Юрмале. Обязали всех участников шоу (не только конкурсантов) петь вживую. "Старая волна" российской попсой расстаралась, но интереснее она от этого не стала.

Все, чем останется нынешнее действо в памяти народной, так это то, что маэстро Раймонд Паулс отказался сопредседательствовать в жюри. А так все по-прежнему, по-видимому и по-пустому. Все известные мастера прибывают в "намоленное место" советской попсы, дают сборные и сольные концерты, отдыхают и кучкуются на вечеринках, устраиваемых состоятельными гражданами РФ, ну и между этими занятиями "жюрят" тех конкурсантов, что сумели обеспечить финансовую поддержку со стороны опять же состоятельных граждан РФ. Потому трудно не согласиться с Паулсом, который заметил: "Дело в том, что конкурс очень сильно изменился, сейчас это совсем не то, что мы имели в виду, когда создавали его в 2002 году. Этот проект исчерпал себя в его нынешнем виде. Давайте или что-то другое делать, или нас вообще смотреть не будут. Для чего мы затевали этот конкурс? Чтобы находить молодые таланты. И где они?.. Я считаю, что на "Новой волне" идет плохой отбор, в очень узких рамках, "под формат". Вряд ли прослушали способных ребят где-нибудь во Владивостоке или Омске. Кто добрался, того и выбрали. У кого за спиной не будет олигарха, тот ничего не добьется".

Разумеется, Игорь Крутой ответил. Иосиф Кобзон добавил. Все это осталось за кулисами телешоу, но не осталось незамеченным в бумажной прессе и в Сети, что и придало традиционному мероприятию толику скандальности, без коей скучно жить на свете и в свете, господа.