Фирма предлагала микрозаймы, веерно рассылая сообщения. Среди горожан нашелся тот, кто пожаловался на назойливую компанию в УФАС. По закону, распространение рекламы при помощи SMS не запрещено. Однако инициатор рассылки обязан заручиться письменным согласием абонента на получение от него сообщений. В данном случае фирма такие документы представить не смогла.
По итогам рассмотрения дела ее оштрафовали на 100 тысяч рублей. Прежде в Орле за незаконную SMS-рассылку так крупно не штрафовали. До сих пор наказание варьировалось в пределах от четырех до 20 тысяч рублей. В УФАС говорят, что это только первый звонок всем нарушителям. Тем более что недавно антимонопольщики призвали другие надзорные ведомства объединить усилия.
Одним из главных направлений в этом взаимодействии должна стать борьба с недобросовестной рекламой и незаконным использованием товарных знаков. Об этом представители надзорных ведомств впервые завели речь на заседании общественного совета по защите прав предпринимателей при облпрокуратуре. Выяснилось, что взаимоотношения в сфере защиты прав интеллектуальной собственности сильно запутаны.
Когда речь идет о торговле контрафактом, правоохранительные органы изымают у продавца товар и отправляют эксперту. Тот фиксирует факт подделки и подсчитывает ущерб, нанесенный правообладателю товарного знака. Далее следуют судебные разбирательства. За решетку в регионе за это еще никого не сажали, но обвинительные приговоры выносили. Обычно злоумышленников наказывают крупным штрафом. Как раз в эти дни идет процесс над уроженкой Тульской области, торговавшей в Орле контрафактным видео.
- Дело в отношении нее возбуждено за незаконное использование объектов авторского права, - сообщила корреспонденту "РГ" старший помощник облпрокурора Елена Семина. - По версии следствия, контрафактные диски с видео- и аудиозаписями она покупала в Москве и привозила в Орел для перепродажи. Согласно материалам дела, всего она продала 247 носителей информации и причинила правообладателям ущерб в 215 тысяч рублей. Максимум, что ей грозит, - два года лишения свободы.
Впрочем, вероятнее всего, женщину накажут штрафом. Иное дело, когда чужой товарный знак используется для рекламы - с точки зрения закона, это и есть недобросовестная конкуренция. Пока такими делами занимается только УФАС. Наработанная практика еще невелика, но в управлении убеждены: нарушений становится все больше. Поэтому антимонопольщики предложили надзорным ведомствам объединить усилия. Ведь остановить нарастающий процесс административными мерами вряд ли возможно.
УФАС не имеет права проводить следственные действия и возбуждать уголовные дела. Антимонопольщики применяют статью 14 закона "О защите конкуренции". Согласно ей, дословно, "не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, продукции, работ и услуг". Ответственность предусмотрена статьей 14.33 КоАП РФ. Должностное лицо, в частности, могут оштрафовать на 20 тысяч рублей или дисквалифицировать сроком до трех лет. Но разве это серьезное наказание, когда речь идет об интеллектуальной собственности?
- Товарный знак является одним из главных элементов имиджа фирмы и помогает потребителю в выборе товаров и услуг, - поясняет замруководителя орловского УФАС Андрей Кирьянов. - Покупатель готов заплатить более высокую цену за товар, выпускаемый под известным и зарекомендовавшим себя товарным знаком. То есть он видит в этом гарантию качества.
Исключительное право на знак удостоверяется специальным свидетельством, и затем уже его можно размещать на товаре и упаковке и использовать в рекламе. Именно на этой ниве чаще всего и происходят злоупотребления. Одно из таких дел недавно было рассмотрено. Заявление поступило от столичной фирмы, занимающейся установкой окон. В рекламе орловского предпринимателя там углядели собственный товарный знак.
В итоге на бизнесмена завели антимонопольное дело. Специалисты сравнили знаки и пришли к выводу, что орловец рекламировал свои услуги при помощи чужого знака. Нарушителю выдали предписание, которое он исполнил, и на том вмешательство надзорного органа закончилось. Далее правообладатель и тот, кто это право нарушил, должны выяснять отношения уже между собой. Дело может дойти до суда или закончиться на уровне исполненной претензии.
- Если товарный знак незаконно использует недобросовестный конкурент, правообладатель может сам обратиться в суд с иском о возмещении убытков, - говорит Андрей Кирьянов. - Причем нарушитель будет обязан возместить не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду.
Однако факт использования чужого товарного знака еще надо доказать, а сделать это нелегко. И, по словам замруководителя УФАС, "чтобы обеспечить механизмы защиты и контроля, надо координировать взаимодействие между государственными мерами, способствующими как развитию конкуренции, так и совершенствованию системы защиты интеллектуальной собственности". В Орловской области надзорные ведомства об этом договорились. Остается ждать результатов их совместных усилий.
Еще одна проблема в том, что в стремлении привлечь покупателя продавцы нередко идут на уловки, пытаясь обойти закон. Оружие рекламировать нельзя? Но можно рассказывать об услугах тира, а на баннере как бы случайно появится изображение ружья. Или рекламу могут сделать нечитаемой - мелкий шрифт бывает трудно прочитать не только в газете или листовке, но и на огромном уличном щите. Особенно это касается фирм, зарабатывающих на выдаче кредитов. Чем меньше шрифт, тем выше процентная ставка - это уже стало аксиомой.
Впрочем, и с завуалированной или недобросовестной рекламой бороться можно. Антимонопольщикам иногда приходится разбирать нестандартные споры. Один из них недавно вспыхнул в Орле между двумя владельцами кинотеатров. Яблоком раздора стал рекламный плакат на фасаде здания. Надпись на нем гласила: "Самый большой киноэкран города". Владелец конкурирующей фирмы обратился в УФАС, и его специалистам пришлось изучать техническую документацию на оба экрана. И действительно, у заявителя полотно оказалось больше. После этого спорный рекламный плакат с фасада кинотеатра сняли. Такого рода "разборок" в регионе становится все больше.
И еще одна неприятная тенденция - местный бизнес научился уходить от крупных штрафов. По закону, наказания за правонарушения для должностных и юридических лиц различаются. Последним, например, за распространение незаконной или недобросовестной рекламы грозит потеря от 100 до 500 тысяч рублей. И руководители предприятий идут на хитрости, чтобы виновными в итоге оказывался кто-либо из сотрудников. Дескать, ошибся человек, повесив "неправильный" баннер, и мы с ним разберемся. Может, именно поэтому недобросовестной рекламы пока не становится меньше.