Смоляне прибыли в Брянск несколькими мощными командами, представлявшими различные транспортные компании. Первый же вопрос о житье-бытье вызвал всплеск раздражения.
- Наша фирма, как говорит директор, выживает не за счет перевозок, а в основном благодаря складу временного хранения. А с машин крохи получаем. Фрахты (это плата за перевозку груза, - Прим. ред.) упали, иностранцы давят со всех сторон, - рассказал Дмитрий.
К иностранцам можно не причислять белорусов, которые в Таможенном союзе получили почти такие же права, как россияне. Чтобы упростить всякого рода административные процедуры, они начали регистрировать фирмы в том же Смоленске или Брянске, и их фуры теперь нередко ходят под российскими номерами. Но то же самое проделывают и литовцы. Имея на одном фланге Евросоюз, который лоялен к своим перевозчикам, прибалты приобрели такую же лояльность и у нас. Таким образом, они располагают свободой маневра как на западе, так и на востоке. У российских перевозчиков все сложнее. В дальних странах нас не ждут.
- Ну вот представьте, еще недавно мы платили за проезд по Венгрии несколько евро, а теперь нужно отдать только за путь в один конец 120! - возмущается Сергей из Смоленска. - Если польский инспектор увидит в разрешении число "2" (например, второе июля), то потребует, чтобы вы добавили перед двойкой "0". Но если найдет что-то посерьезнее, готовьтесь заплатить две тысячи евро штрафа. А самим полякам и другим иностранцам можно гонять по нашей стране даже без "дозволов". Отдал на границе пару тысяч рублей нужному человеку - и покатил хоть до Сибири. Это и возмущает нас больше всего.
Виктор, который тоже приехал состязаться из Смоленска, отметил бесправие наших водителей за рубежом. Провоз топлива везде строго дозируется, тогда как польские водители смело завозят к себе полные баки, покупая солярку вдвое дешевле, чем в Евросоюзе. Эти запасы, утверждают дальнобойщики, позволяют им получать фору при разделе рейсов.
Сергей Кузнецов, живущий в брянской Жуковке, вместе с отцом взял в лизинг пять лет назад "Вольво":
- Мечтали, что отобьем машину и купим еще одну, - рассказал он корреспонденту "РГ". - Но теперь понимаем: развития не будет. Денег хватает только на хлеб и на обслуживание техники. Представьте, если одно колесо стоит 20 тысяч, много ли вы накопите? За рейс из Германии дают 3200 евро. Вроде бы неплохие деньги, но если высчитать затраты, - ничего не останется. При этом мы с отцом за рулем попеременно ездим, а те, у кого водители наемные, и тех крох не имеют. Можно бы брать попутные грузы и в Европу из России, чтобы воздух туда не везти, но с этим еще сложнее. К тому же теряешь время на таможне. Если в Германии все процедуры занимают 40 минут, у нас можно простоять и трое суток.
Отец Сергея, Александр Кузнецов, за рулем уже 27 лет. Желтый тягач "Вольво" - это все богатства, накопленные за годы тяжелого труда. Он тоже не слишком весел от того, как чиновники поддерживают малый бизнес. Крупные транспортные компании получили от депутатов брянской облдумы льготу - платят только половину транспортного налога. А Кузнецовым никто таких поблажек не делает - отдавай тысяч двадцать каждый год. И таких одиночек среди перевозчиков немало.
Иван - болгарин, который живет в Москве уже много лет, здесь у него семья. Несколько месяцев назад устроился водителем на транспортное предприятие и теперь ездит в Финляндию. Он говорит, что с этими рейсами все у них отлажено, расходы держатся на одном уровне. Иван не расположен критиковать чиновников, но при упоминании транспортной инспекции багровеет:
- Они пропускают за "красивые глазки" 40-тонные китайские самосвалы, от которых дороги рассыпаются. Но меня за две минуты перепробега однажды чуть не расстреляли. Этот грубиян матерился и пытался меня учить. При этом сам за баранку никогда не сядет - будет снимать дань на обочине. Поэтому кроме трассы "Дон" у нас ни одной хорошей дороги назвать нельзя. Даже новые машины начинают сыпаться - и это тоже убытки.
Между тем несколько брянских предприятий, занимающихся международными перевозками, уже обанкротились. Если еще пять лет назад бурно развивался псевдолизинг, который сводился к использованию нерастаможенных фур с калининградскими номерами, то теперь таких машин уже не увидишь. А их бывшие владельцы числятся крупнейшими должниками, которые не желают оплачивать транспортный налог.
Однако в целом Брянск остается одним из мощных центров перевозок. Очевидно, какой-то запас прочности пока есть. Надолго ли его хватит? Это зависит, в том числе, и от того, как будут поддерживать отрасль власти. Судя по огромному числу фур с украинскими, польскими, литовскими и другими номерами, пока конкурентное сражение проигрывается. Причем те же поляки ездят, как правило, на новых машинах - для них в Евросоюзе установлены льготные ставки лизинга. Наши перевозчики об этом и не мечтают.