30.07.2013 16:04
    Поделиться

    В СЗФО регистрируется самый низкий в России рост рынка платных услуг

    Спрос на бытовые услуги в последнее время приостановился. Лишь Новгородская и Архангельская области демонстрируют устойчивый рост в секторе сервиса. С чем это связано, выясняли корреспонденты "РГ".

    По данным статистики за 2012 год, особенно за первый квартал 2013 года, самый низкий процент прироста объемов платных услуг (101,8 процента к соответствующему периоду 2012 года) наблюдается в двух округах - Центральном и Северо-Западном.

    На красоту не жалко денег

    По данным квартального статнаблюдения, в стабильном состоянии (без взлетов и падений) находится рынок платных услуг в Калининградской области (100,7) и Санкт-Петербурге (100,2), а в Мурманской области объем упал до 91,5 процента. Впрочем, по имеющимся в регионах сведениям за пять месяцев, картина меняется, что связано с сезонным характером этого сектора экономики. При этом существенное влияние на него оказывают рост доходов населения и уровень инфляции.

    В Калининграде, как пояснили в комитете экономики, финансов и контроля городской администрации, в прошлом году рост доходов оказался чуть ниже инфляции, в текущем, видимо, будет также. Какие-то коррективы, как прогнозируют чиновники, возможно, внесут возросшие с 1 июля платежи за коммуналку.

    - Первое, на чем начинают экономить люди при ухудшении экономической ситуации, - это услуги. Сами начинают стирать, убирать свои квартиры, делать ремонты, - поделился наблюдениями зампредседателя комитета, начальник управления экономического развития администрации Калининграда Владимир Кузин. - В то же время на некоторые услуги, например сапожников, спрос, наоборот, растет. Что, в общем, тоже объяснимо - дешевле починить старую обувь, чем купить обновку.

    Не экономят калининградцы на уходе за своей внешностью: число посещений многочисленных салонов красоты и парикмахерских шаговой доступности растет. С начала текущего года объем "красивых" услуг, оказанных горожанам, увеличился почти на четверть. Нарастили свою клиентуру бани и душевые, а вот предприятия автосервиса неожиданно потеряли почти половину заказчиков, изготовители и ремонтники мебели - остались практически без работы.

    - Мы в прошлом году построили по 0,9 квадратного метра в расчете на человека, это очень хороший показатель. Новоселов прибавилось. Почему калининградцы перестали заказывать встроенную мебель, непонятно. Может быть, берут новую? Двукратное сокращение автосервиса тоже может быть вызвано тем, что в последнее время автомобилисты активно пересаживаются с подержанных иномарок на новые, - говорит Владимир Кузин.

    Ремонт чужими руками

    Иначе ведет себя рынок платных услуг в Новгородской области. С увеличением в первом квартале 2013 года среднедушевых доходов населения на 15,7 процента, а реально располагаемых - на 12,1 процента, граждане не скупятся на удовлетворение своих потребностей. Стабильно высокий спрос на химчистку и крашение, на ремонт и строительство жилья, дач, услуги прачечных, автосервиса. Бытовые услуги, кстати, подорожали незначительно, отсюда и бум на рынке, считают местные эксперты. В расчете на одного человека за январь - март 2013 года приходилось 10,9 тысячи рублей объема платных услуг.

    В Мурманской области увеличение на восемь процентов среднедушевых доходов, которые составили почти 27 тысяч рублей, подстегнули потребительский спрос. Но только не на бытовые услуги. На них, как показало выборочное обследование структуры расходов домашних хозяйств, проведенное Мурманскстатом в 2012 году, люди тратят не больше 10 процентов семейного бюджета. Приоритет отдается приобретению продуктов питания, одежды и обуви, предметов домашнего обихода, транспорта, удовлетворение прочих насущных надобностей. Многие участники рынка, чьи услуги оказались не востребованы, закрылись или перепрофилировались.

    Смена вывесок

    Как это происходит в жизни, можно судить по деятельности архангельских "бытовиков".

    В первом полугодии 2013 года объем платных услуг населению в Архангельской области оставил более 23 миллиардов рублей. По информации пресс-службы городской администрации, в Архангельске насчитывается более 1170 объектов бытового обслуживания. В каждом районе города работают парикмахерские, ателье, обувные мастерские, бани и сауны, фотостудии, мебельные салоны, автосервисы. Ряд услуг оказывается на дому: ремонт бытовой техники, электроники, чистка ковров и мягкой мебели, установка окон, дверей, ремонт квартир и прочее. К этим заказам нередко привлекаются мастера-нелегалы. Всем хватает работы.

    Но не все выдерживают конкуренцию. Далеко не все бизнесмены, которые в свое время воспользовались годовым пособием по безработице для открытия своего дела, удерживаются на рынке. Открывали, как правило, парикмахерские и фотоателье, которые не требуют больших финансовых вложений. Немало нашлось желающих создать свое кафе, кулинарный цех или ресторан быстрого питания. Сфера общепита считается одной из самых быстро окупаемых и прибыльных.

    - Когда я открыла свое кафе - верила в свои силы, - рассказывает архангелогородка Ольга Матрешина. - Но, как оказалось, многое в успехе этого дела зависит от персонала, в частности от официантов.
    По словам предпринимательницы, конкуренция в ресторанном бизнесе большая. Горожане предпочитают питаться вне дома не только по выходным и праздничным дням, пользуются популярностью бизнес-ланчи и ужины в будни.

    - Публика у нас привередливая, все должно быть на высоте - от хорошей кухни до расторопных официантов, - замечает Матрешина. - С последними сложно. Профессии официанта нигде не учат, на работу идут в основном студенты.

    Плавающий график, нестабильность и незаинтересованность в карьерном росте сказались на качестве обслуживания клиентов. Кафе стало нести убытки.
    - Я хотела переманить официантов из других кафе, - призналась бизнесвумен. - Но предложить высокую зарплату не смогла, а чаевые у нас скромные. Пришлось кафе продать, а на вырученные деньги открыть небольшое агентство по стрижке домашних животных. Дело пошло.

    Аналитики рынка считают, что смена игроков на нем - это естественный процесс. Попробовавшие свои силы в бизнесе предприниматели начинают понимать, что нужно заниматься маркетингом. Если неправильно выбрал нишу, конкуренты выдавят с поля.

    Мнение

    Георгий Дыханов, бизнес-омбудсмен Калининградской области:

    - Частая смена вывесок на фирмах добрых услуг уходит в прошлое. Но рынок бытового обслуживания не устоялся, о чем свидетельствует большая конкуренция и огромное количество игроков. И пока это на руку потребителям, потому что такая диспозиция не позволяет повышать цены на услуги. В результате они не приносит прибыли - и бизнес умирает. Вот когда произойдет консолидация многочисленных игроков, к примеру, мелких парикмахерских в сеть под одним брендом, цена услуг будет соответствовать качеству, а сами услуги - некоему стандарту, тогда можно будет говорить о развитом секторе бытовых услуг.
     

    Поделиться