Соглашением 2010 года о единых принципах и правилах техрегулирования в Беларуси, Казахстане и России предусмотрено формирование единой нормативно-технической базы ТС для того, чтобы к 2015 году сформировать Единое экономическое пространство (ЕЭП). В связи с этим соглашением национальные техрегламенты будут уступать место техническим регламентам Таможенного союза (ТР ТС), разработка и введение в действие которых сейчас идет полным ходом. Уже принято 32 технических регламента ТС, из них 21 вступил в силу. В соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии в качестве доказательной базы технических регламентов ТС выступают межгосударственные стандарты, гармонизированные с международными или европейскими. Как продвигается процесс разработки межгосударственных стандартов для обеспечения технических регламентов ТС, рассказал "РБГ" руководитель Росстандарта Григорий Элькин.
Вы уже не первый раз возглавляете Межгосударственный совет по стандартизации государств - участников СНГ (МГС)?
Григорий Элькин: Росстандарт уделяет большое внимание межгосударственной стандартизации и занимает в ней прочные позиции. Второй год подряд Росстандарт возглавляет МГС. Из ежегодно утверждаемых ведомством документов - 50% межгосударственные стандарты. Они разрабатываются межгосударственными техническими комитетами по стандартизации (МТК), в которые входят представители стран - участников СНГ. Многие МТК создаются на базе российских технических комитетов по стандартизации. Российские разработчики активно участвуют в работе МТК, ими разрабатывается около 90% документов. Введение в действие ТР ТС - процесс непростой и достаточно трудоемкий, требующий принятия большого числа межгосударственных стандартов. С 2011 года наблюдается существенный рост объема работ в области межгосударственной стандартизации.
В 2013 году планируется разработать около 1000 межгосударственных стандартов. При этом растет число межгосударственных стандартов, принимаемых в обеспечение доказательной базы ТР ТС. В качестве примера: с 1 июля 2013 года приказом Росстандарта вводятся в действие 418 стандартов, большинство из них включено в перечни по обеспечению доказательной базы вводимых в действие с этой же даты ТР ТС по безопасности пищевой продукции и продовольственного сырья. При разработке межгосударственных стандартов возникает необходимость консенсуса между национальными органами по стандартизации стран ТС, каждый из которых, что вполне естественно, лоббирует интересы своих производителей. Не случайно возникают сложности с молочной продукцией, конфетами и т. д. Важно при разработке межгосударственных документов учитывать интересы всех заинтересованных сторон, а это не просто. Также необходимо учитывать членство России не только в ТС, но и в ВТО.
Одной из задач Росстандарта в этом году вы называли привлечение представителей бизнеса и промышленности к процессу работы над нормативной базой. В чем заключается роль бизнеса?
Григорий Элькин: Во всем мире бизнес активно участвует в разработке стандартов, инициирует и финансирует эти работы. Это дает ему несомненные конкурентные преимущества.
В нашей стране соотношение финансирования работ в области стандартизации существенно отличается от европейского или, скажем, американского. Пока основная нагрузка в вопросах финансирования стандартизации лежит на плечах налогоплательщиков. При этом во всем мире стандартизация обеспечивает бизнесу экономию средств за счет применения апробированных решений и сокращения необоснованного разнообразия на основе унификации и типизации.
Стандартизация позволяет существенно сократить сроки внедрения новой продукции и технологий за счет распространения и применения уже разработанных типовых (наилучших) практик и технологий. Под словами "практики и технологии" понимаются также технические решения, продукция, услуги. Стандартизация представляет собой специфическую форму трансфера технологий.
Содействуют ли стандарты распространению инновационных решений?
Григорий Элькин: Да, в стандартах аккумулированно знание, которое может быть широко распространено, в отличие от патентов, что и содействует экономическому росту. Однако участники процесса стандартизации (бизнес) должны решать, что важнее, максимизация прибыли от своего патентного портфеля или стандартизация отрасли и получение прибыли от широкого распространения стандарта. Связь стандартов с распространением инновационных решений особенно проявляется в дополнительном эффекте стандартизации, который касается того факта, когда полезность товара для потребителя зависит от числа потребителей этого товара: товар для потребителя тем ценнее, чем большее число людей им пользуется. Поэтому когда появляется новый товар или технология с новыми свойствами, то в жесткой конкурентной среде стандартизация этих свойств позволяет поставщику нового товара или технологии опередить конкурентов и захватить лучшее место на рынке.
Стандарт такого вида в зарубежной практике называется выталкивающим (push standard), поскольку содействует вытеснению с рынка конкурентов, не придерживающихся положений этого стандарта. Как показывают данные Международной организации по стандартизации (ИСО), стандартизация содействует развитию малого и среднего бизнеса за счет предложения стандартных апробированных решений, повышения доверия к продукции небольших предприятий, обеспечивает повышение культуры производства и качества продукции и услуг. Поскольку малые и средние фирмы ограничены в ресурсах, они, для организации бизнеса, обращаются к действующему фонду стандартов, который играет значительную роль в распространении новых идей и технологий. Еще одним позитивным фактором, связанным со стандартизацией и влияющим на экономику, является устранение дефектов рынка за счет нормирования в стандартах экологических требований, требований, связанных с охраной труда, к маркировке товаров и т. п. Регламентация этих требований обеспечивает защиту окружающей среды, способствует повышению безопасности граждан, содействует предупреждению действий, вводящих в заблуждение потребителей. В конечном итоге стандартизация в этой сфере направлена на повышение качества жизни.
Сейчас обсуждается проект закона о стандартизации, разработанный минпромторгом. Зачем он нужен?
Григорий Элькин: Разработка закона является весьма актуальной по нескольким причинам. Во-первых, в связи с формированием ТС и ЕЭП центр тяжести в области техрегламентов сместился в наднациональную сферу. В ведении РФ остаются вопросы аккредитации и стандартизации, что требует специального законодательства, регулирующего эти вопросы. Во-вторых, как показывают зарубежные и отечественные исследования, стандартизация оказывает значительное влияние на экономику стран. Государство не может остаться в стороне от регулирования деятельности по стандартизации. Кроме того, у государства есть и свои задачи, связанные с обеспечением национальной безопасности, обороноспособности, мобилизационной готовности и т.д., которые должны решаться средствами стандартизации. В-третьих, и это самое главное, сфера стандартизации гораздо шире, чем это определено действующим Законом "О техническом регулировании". В мировой практике стандарты разрабатываются на деятельность по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, по социальной ответственности бизнеса и др.
Каковы основные нововведения законопроекта?
Григорий Элькин: Деятельность по стандартизации в России будет строиться в полном соответствии с международной практикой стандартизации, что обеспечит широкое участие бизнеса в разработке стандартов и возможность выхода российских товаров на зарубежные рынки; государственная политика в сфере стандартизации будет базироваться на предложениях общественных организаций, бизнес-сообществ, научных и производственных организаций; будет возвращена возможность применения технических условий - документа, по которому производятся многие виды отечественной продукции. В соответствии с рекомендациями ЕЭК ООН и международной организации по стандартизации, с учетом практики развитых зарубежных стран (США, Франция, Германия) установлен механизм применения ссылок на национальные стандарты в нормативных документах федеральных органов исполнительной власти, с соблюдением процедуры публичного обсуждения таких документов, что позволит упростить нормотворческую деятельность.
Такой подход не лишает стандарты статуса добровольности: национальный или межгосударственный стандарт исходно разрабатывается как документ добровольного применения на основе консенсуса всех заинтересованных сторон и проходит установленные процедуры публичного обсуждения. Если правительство РФ или федеральный орган исполнительной власти усматривают целесообразность применения ссылки на национальный или межгосударственный стандарт, то положения этого стандарта становятся требованиями нормативного документа. Что же получит бизнес от этого закона? Прежде всего возможность активнее внедрять передовые технологии, так как стандарт является носителем новых современных решений. Мы ожидаем, что предприятия малого и среднего бизнеса будут вовлечены в процессы стандартизации путем активного участия в деятельности технических комитетов по стандартизации, одновременно повысится доступность стандартов. Кроме того, бизнес сможет более эффективно влиять на государственную политику в сфере стандартизации.
Как сегодня контролируется продекларированная на упаковке продукции маркировка ГОСТ? Какие нарушения встречаются чаще всего?
Григорий Элькин: Государство следит только за обеспечением безопасности продукции. С этой целью Росстандарт проверяет продукцию на соответствие требованиям введенных в действие техрегламентов и действующих стандартов. На предприятии-производителе проводится периодический контроль продукции, подлежащей обязательной сертификации или прошедшей добровольную сертификацию на соответствие конкретным стандартам. Если на упаковке продукции нанесен ГОСТ с конкретным номером и наряду с ним соответствующий знак-подтверждение обязательной (добровольной) сертификации, то потребитель может быть уверен в проведении на предприятии такого контроля на соответствие указанному ГОСТ.
Контроля за промаркированной ГОСТ продукцией очевидно недостаточно. К сожалению, бывают случаи, когда потребитель сталкивается с продукцией, на упаковке которой указан ГОСТ, а она не соответствует требованиям этого стандарта. Это подрывает исторически сложившееся доверие к ГОСТу, как символу качества продукции, и не может не вызывать обеспокоенности у национального органа по стандартизации - Росстандарта. Но на упаковке содержатся и другие сведения о товаре, кроме того или иного ГОСТ, и часть этих сведений должна содержаться обязательно. Такая маркировка включает в себя наличие знака обращения на рынке, информации о наименовании и адресе изготовителя, предупредительных и информационных надписей и т.д. Росстандарт осуществляет проверки безопасности продукции, установленные в технических регламентах, в том числе в части нанесения на продукцию обязательной маркировки и содержания необходимой информации для потребителей.
Случаи нарушений по маркировке встречаются в среднем в 20% проверок. В качестве примера можно привести наиболее характерные нарушения по результатам проверок электротехнической продукции: отсутствие информации о номинальной частоте и условном обозначении рода тока, о степени защиты, о наименовании и адресе изготовителя, о наименовании прибора, о номере модели, о времени работы, а также отсутствие маркировки знаком обращения на рынке и товарного знака изготовителя или поставщика. За нарушения установленных требований как в части безопасности продукции, так и маркировки продукции, в отношении юридических лиц, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, допустивших такие нарушения, применяются меры административного воздействия в соответствии с положениями КоАП (штраф до 300 тыс. руб.) и выдаются предписания об устранении выявленных нарушений.